Нефтеналивной терминал ворота арктики. Началась отгрузка ямальской нефти через морской терминал «Ворота Арктики. В стоимость тура входит

Я снова на Ямале... Только тут еще снег, я нахожусь совсем в другом районе региона и меня ожидают совсем иные впечатления. Но зато есть повод вспомнить прошлый год и рассказать уже в моем блоге о "Воротах Арктики" (до этого была публикация на Bigpicture - чуть более простая версия).

Самолет от Москвы или Санкт-Петербурга до столицы Ямала донесет вас всего за три часа. Вот Уральские горы, а вот уже и великая Обь под крылом и за ней - Салехард. Казалось бы, недолго, но этого достаточно, чтобы оказаться в бескрайних просторах, богатых археологическими находками, урожаем ягод и грибов, олениной и множеством рыб в реках.

Ямал принято считать газовым краем, но это не совсем так. Тундра хранит в своих недрах еще и черное золото - нефть. И сейчас разработка ямальских месторождений, что ранее было невозможным из-за сложностей в извлечении природных запасов, играет очень важную роль в развитии региона.

Нам (группе журналистов) выдался уникальный шанс посмотреть, пощупать нефть в прямом смысле слова и увидеть, как она добывается. Масштабы производства в сочетании с природой этого края произвели на нас яркое впечатление.

Итак. Раннее утро. Салехард.

Вертолетная площадка и первый в моей жизни полет на вертолете. Небольшой инструктаж, ремни пристегнуты, вместо беруши - наушники в уши, а за бортом бескрайние пейзажи, от которых не оторваться. С нами летит Александр Липатников, начальник отдела эксплуатации нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», который больше всех знает о трудностях и особенностях добычи нефти на Ямале. Наш путь лежит к месторождению, неподалеку от села Новый Порт, а на следующий день еще дальше - Мыс Каменный, где находится самый главный объект нашего посещения - нефтеналивной терминал.

По прилету мы сразу отправились на промысел. Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал, а по запасам жидких углеводородов - крупнейшее. Извлекаемые запасы по категории C1 и С2 составляют более двухсот пятидесяти миллионов тонн нефти и конденсата, а также более трехсот двадцати миллиардов кубометров газа. Это очень много!

Если углубиться в историю Ямала, то наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки Новопортовского. К 1987 году на месторождении было пробурено 117 разведочных скважин, однако в активную фазу проект освоения актива вступил лишь после 2010 года, когда «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти». Сегодня оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал».

Эффективности добычи в условиях арктических широт и вечной мерзлоты компания достигает за счет использования современных технологий. Например, одна из них - бурение многоствольных скважин, что позволяет увеличить зону охвата пласта. Именно здесь пробурена многоствольная скважина с длиной горизонтального участка в 2000 метров. Этот показатель является рекордным для «Газпром нефти».

Кстати, о рекордах. На промысле работают действительно увлеченные люди, впрочем, других этот край и не признает. Нужно быть упертым и любить свое дело, чтоб проводить вахты в этих условиях. Удивительным открытием оказалось, что бригады не просто ставят рекорды по темпам строительств скважин, но еще и соревнуются между собой. Здесь присутствует все: и названия команд, и соревновательный процесс. У рекордсменов имя команды как раз соответствующее - «Победа» (как корабль назовете, так он и поплывет). А есть даже «Снежные барсы». Когда-то на строительство скважин уходило в среднем 40 суток, сейчас же - 22, а есть и рекорд - 14 дней!

Новопортовское месторождение растет быстрыми темпами. По состоянию на июль 2017 года пробурены 84 скважины, а планируется почти четыреста! Вы только подумайте о масштабе богатств этого края.

Конечно же, для такой усердной работы и условия должны быть соответствующие. Построена опорная база промысла с общежитием, налажена инфраструктура для быта. Всего на вахте работает около 450 человек. Часть работников живут по-прежнему в вагончиках, но в комфортабельных - даже полы с подогревом. Уже в следующем году должен войти в строй жилой комплекс на 600 человек, будет запущена газотурбинная электростанция, которая обеспечит электроэнергией не только объекты нефтяников, но и ближайшие поселки.

Освоение территории не может проходить без взаимодействия с местным населением. «Мы здесь в гостях», - признается начальник промысла Владимир Саблин, поэтому принимаются все меры, чтобы максимально обезопасить природу от вторжения человека и конечно же жить в дружбе и согласии с кочевыми народами, которые издревле живут в тундре.
Трубопроводы подняты над землей так, чтобы не мешать оленям, на месте сложившихся веками троп животных сделаны безопасные переходы через трубопроводы, чистятся сезонные дороги. В общем, «Газпром нефть» делает все для того, чтобы не мешать местным жить, как им удобно. Очень приятно удивляет подобный симбиоз крупного предприятия и населения. Так, совместными усилиями возобновили праздник оленеводов, не показушный, а самый настоящий, куда съезжаются со всех концов бескрайней Ямальской тундры, проводят день рыбака и вообще всячески откликаются на нужды населения.

Кстати, к разговору об экологической чистоте. «Газпром нефть» совместно с ведущими российскими НИИ проводит оценку уровня антропогенного воздействия на флору и фауну полуострова Ямал, в том числе на виды, занесённые в «Красную книгу». К примеру, планируется провести опытные работы по определению растений, которые можно наиболее эффективно использовать для восстановления нарушенных поверхностных слоев почвы в ямальской тундре.

Вы только посмотрите, где трясогузка сделала гнездо? Прямо в основании цистерн резервуарного парка Центрального пункта сбора нефти.

Хотите попробовать нефть? - задали нам очень нетривиальный вопрос. Конечно же да! Правда не на вкус, как вам могло показаться. А вот потрогать и понюхать - пожалуйста! Это очень интересный опыт. И да, запах напоминает бензиновый и этим ямальская нефть отличается от других брендов.


Здесь на Новопортовском месторождении добывают уникальный сорт нефти, который так и называется - Novy Port. Эта нефть очень привлекательна для покупателей, ее знают и ценят в Европе за высочайшее качество, то есть низкое содержание серы (около 0,1%), воды, других примесей. Novy Port превосходит не только российскую смесь Urals, но и европейский маркерный сорт Brent. На сегодняшний день Novy Port можно с уверенностью назвать брендом Ямала.


Коротко о том, какой путь проходит нефть. Из скважин на узел дополнительных работ поступает нефтяная эмульсия, которую нужно избавить от воды и газа. Сначала смесь встречается с двумя видами сепараторов, потом отделившийся газ уходит на блок подготовки топливного газа для местной электростанции и факельных установок, а водонефтяная смесь идет через следующую сеть сепараторов, после которых выходит основательно подогретая, до 40-45 градусов, без газа и с водой на уровне 0,03 процента.
Подготовленная товарная нефть по стокилометровой трубе уходит из Нового Порта в Мыс Каменный, оттуда терминалом «Ворота Арктики» отгружается на танкер, который идет через Мурманск покупателю в Европу.


Вот и мы по пути следования нефти полетели на Мыс Каменный к «Воротам Арктики», чтоб своими глазами увидеть, как это происходит и, чтобы навсегда влюбится в эти суровые дали, не переставать восхищаться трудом людей, которые здесь несут вахту.

То, что Новопортовское месторождение уникальное, думаю, вы уже поняли. Но «Ворота Арктики» еще сильнее выделяют его среди других месторождений. Только подумайте, впервые в истории развития нефтегазовой промышленности в России круглогодичная транспортировка нефти осуществляется не по трубопроводам, а Северным морским путем. Чтобы это стало возможным, проделана огромная работа специалистов, в результате которой построен крупный нефтеналивной терминал - единственный, расположенный в пресных водах за Полярным кругом, аналогов ему нет в мире.

«Ворота Арктики» рассчитаны на работу в экстремальных природно-климатических условиях. Мощность терминала по перевалке сырья — 8,5 млн тонн/год. Огромная конструкция имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Принцип «нулевого сброса» исключает любой контакт продукта с атмосферой, что крайне важно для сохранения экологии Арктики.


С удивлением узнаем из разговора с операторами терминала, что работать зимой гораздо комфортнее - нет волны и ветра. В зимний период «Ворота Арктики» более доступны в плане выездов специалистов, обслуживания, постановки танкеров под отгрузку. Но как можно подниматься на высоту более 80 метров в мороз? В основном все механизировано и управляется на расстоянии, из центра, где стоит все необходимое оборудование и видеонаблюдение. Здесь же, на берегу, находится и лаборатория, которая контролирует качество передаваемой нефти и выдает сертификат на партию, загружаемую на танкер в данный момент.

Первая отгрузка сырья с помощью терминала состоялась 25 мая 2016 года, команду к запуску дал Президент России Владимир Путин. С этого времени в Европу ушло не мало тысяч тонн новопортовской нефти. Весной этого года «Газпромнефть-Ямал» отгрузил юбилейную - пятимиллионную - тонну сырья на танкер «Штурман Альбанов».

К слову о морских судах. «Газпром нефть» специально для работы на проекте «Новый Порт» развивает собственный флот. До конца 2017 года к транспортировке нефти поступят шесть танкеров наивысшего арктического класса - Arc7. Такой танкер способен перевозить по 40 тысяч тонн, преодолевать Северный морской путь по льдах толщиной 1,8 метра.

Параллельно на Выборгском судостроительном заводе строятся дизель-электрические ледоколы, которые будут носить титул самых мощных ледоколов в Арктике. Их главной задачей станет - обеспечение отгрузки нефти и сопровождение танкеров. Таким судам не страшен мороз даже в минус 50 градусов.

Путешествие на Мыс Каменный подходит к концу, можно еще выйти на берег Обской губы, кинуть монетку и загадать желание, ведь эти края еще хранят в себе много интересного и неизвестного, может, это новые месторождения, а, может, новые люди, которые встретятся нам на пути. Кто знает. Точно уверена в одном, что Ямал - удивительный край с удивительными открытиями внутри и с замечательными людьми, которые осваивают эту суровую землю и живут тут.

Сегодня я бы хотел рассказать про очень уникальный объект, единственный в мире терминал для отгрузки нефти, расположенный за Полярным кругом, да ещё и в пресных водах. Речь идёт о «Воротах Арктики». Представляете, это гигантское техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитано на работу в очень экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов, а толщина льда может превышать 2 метров. Сам проект является важнейшим элементом для роста грузоперевозок по Северному морскому пути, а также дальнейшему развитию и освоению арктических шельфовых месторождений.


2. А мы опять летать, в этих краях вертолёт, как маршрутка. Ещё минут 30 полёта (от Нового Порта), и мы на месте.

3. Географически село Мыс-Каменный расположено на западе Обской губы полуострова Ямал, вдоль Каменной косы. Оно было основано как база Заполярной геофизической экспедиции.

5. Что касается такого названия посёлка, то существует несколько версий. Основная гласит, что в своё время просто был неправильно осуществлен перевод с ненецкого языка, и в результате вместо «Кривой мыс» («Пэй-саля») мы имеем «Мыс Каменный»(«Пэ-саля»)

Поверив в свои силы, что нефти на Новопортовском месторождении много и экономически выгодно её добывать, стали думать, как же её отсюда вывозить. Подключили ученых из Крыловского государственного научного центра кораблестроения и морской техники. Важно было придумать такой способ, чтоб все двенадцать месяцев в году танкеры были на ходу, помощь атомных ледоколов допускалось.

Первоначально рассматривалось12 вариантов транспортировки нефти с Новопортовского месторождения потребителям. В прошлый раз я уже писал, когда рассказывал про само месторождение, что ближайший магистральный нефтепровод находится в 740 км от Нового Порта и тянуть трубу до него экономически не целесообразно, кроме этого, отдавать такую ценную нефть в общую солянку как-то жалко, там же она в трубе смешивается и что получится на выходе - большой вопрос. Другой вариант предусматривал строительство магистрального нефтепровода до ж/д станции Паюта протяженностью около 200 км, откуда нефть доставлялась бы потребителям железнодорожным транспортом. В этом случае новопортовская нефть пошла бы на внутренний рынок, а не в Европу, что тоже сулило меньшими доходами. Да и пропускная способность железнодорожной инфраструктуры тоже не безгранична. Поэтому и было принято решение поработать над проектами транспортировки по морю. Напомню, нефть с месторождения до побережья доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км.

Сейчас на берегу Обской губы построена вся необходимая инфраструктура: подводный и сухопутный нефтепроводы, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, которая гарантирует герметичность трубопровода.

Опытную проводку реализовали в 2011 году из порта Сабетта с помощью атомного ледокола «Вайгач». Первая нефть сорта Novy Port отправилась в Европу по Северному морскому пути летом 2014 года, а в 2015-м начались и зимние отгрузки. Почему именно в Северную Европу, это объясняется тем, что, во-первых, с географической точки зрения она наиболее близка к месторождению плюс там расположены НПЗ, специализирующие на переработке лёгкой малосернистой нефти, т.е., в яблочко, Novy Port, как раз таких кровей.

Для того, чтобы такой амбициозный проект полетел, было принято решение даже создать собственный флот, причём в составе, как танкеров, так и новых ледоколов арктического класса. Эти корабли должны с легкостью преодолевать льды толщиной до 1,8 м, а на борт брать около 35 тыс. тонн груза. И при этом оборудованы носовыми погрузочными устройствами для загрузки сырья с башенного терминала. Осенью 2016 года на воду был спущен 1й такой танкер - Штурман Альбанов, а всего к концу 2017 г количество танкеров нового поколения, работающих на проекте Новый порт, достигнет шести.

Первоначально, до мая 2016 года, нефть грузилась на танкеры с берега с помощью временных шланголиний. Построить нефтеналивной терминал на берегу не представлялось возможным, тут мелко, да ещё и течение. Поэтому было принято решение разместить его в 3,5 км. от берега. Для поддержания заданной температуры сырья его спроектировали в виде двух утепленных трубопроводов, по которым в период между отгрузками циркулирует подогретая нефть.

25 мая 2016 г при участии Владимира Путина был торжественно открыт морской нефтетерминал «Ворота Арктики». Именно с этой даты компания получила возможность осуществлять круглогодичную отгрузку нефти сорта Novy Port потребителям. Мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год.

А теперь давайте я попугаю размерами. Общая высота СМЛОТ «Ворота Арктики» - 80 м, при этом над морем он возвышается на 61 м, а высота подводной части - 17 м. Длина поворотного ствола составляет 78 м, а длина стрелы - 67 м. Установка терминала «Ворота Арктики» производилась с помощью одного из крупнейших в мире крановых судов «Олег Страшнов» грузоподъемностью 5 тыс. тонн. С танкерами он контактирует благодаря двум нефтеналивным рукавам длиной по 68 метров.

19. "Пробка" за Новопортовской нефтью:). Все хотят урвать себе немного такого классного черного золотишка.

20. Рядом с терминалом дежурит многофункциональное аварийно-спасательное судно Балтика.

МФАСС «Балтика» инновационного проекта Р-70202 было построено на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации в рамках контракта, заключенного 09 ноября 2011 года. Проект Р-70202 инновационного ледокола для борьбы с аварийными разливами нефти и спасательных операций был разработан финской компанией Aker Arctic Technology. Конструктивная особенность судна - асимметричный корпус, оснащенный тремя полноповоротными винторулевыми комплексами общей мощностью 7,5 МВт. Это позволяет судну идти косым ходом, прокладывая во льду канал, в 2,5 раза, превышающий ширину его корпуса, - до 50 метров при ширине корпуса в 20,5 метра. Судно способно продвигаться в ровном льду толщиной один метр, и в «косом» режиме сможет прокладывать канал шириной 50 метров. Судно предназначено для выполнения широкого спектра аварийно-спасательных операций как на чистой воде, так и в ледовых условиях, включая ликвидацию аварийных разливов нефти.

Судно «Балтика» («Baltika») IMO: 9649237, флаг Россия, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург, было принято государственной комиссией 30 мая 2014 года, строительный номер 508. Владелец: Росморречфлот, Россия. Оператор: ФБУ «Госморспасслужба России». 30 декабря 2014 года ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» приняла в эксплуатацию. Стоимость строительства составила 78 млн. евро. Основные характеристики: Тоннаж 3800 тонн, дедвейт 1150 тонн. Длина 76,4 метра, ширина 20,5 метра, осадка 6,3 метра. Скорость хода 14 узлов, в ровном льду толщиной 1 метр 3 узла. Мощность трех дизельных генераторов 7,5 МВт. Экипаж 24 человека. На борту предусмотрено размещение для 12 человек специального персонала. Автономность 20 суток (для 24 человек). Ледокол оснащен специальным оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти, тушения пожаров, экологического мониторинга.

24. Сделав несколько кругов над терминалом и посёлком, мы наконец приземлились.

25. Мыс-Каменный - это закрытый поселок, попасть сюда без приглашения довольно сложно, на выходе из вертолёта нас встречают пограничники, проверяют все формальности и только после этого приглашают в гости.

27. Приёмо-сдаточный пункт «Мыс Каменный» и его операторская. Отсюда проходит мониторинг за всеми процессами. А так СМЛОТ «Ворота Арктики» работает полностью автономно, в башне терминала находится аппаратная, где электроника поддерживает связь с операторной ПСП. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов.

28. А это уже Химико-аналитическая лаборатория

При проектировке нашего проекта был взят опыт нефтеналивного терминала проекта Сахалин-1 в поселке Де-Кастри Хабаровского края. Отличия, конечно, были, там лёд морской, а наш пресноводный и более плотный, да и климат на Мысе Каменный посуровей будет. Но учёные мужи, проведя большое количество испытаний в ледовых бассейнах Крыловского государственного научного центра и Морского института Гамбурга, всё-таки нашли необходимые решения. В итоге в основании терминала «Ворота Арктики» был заложен ледовый конус, выступающий в качестве ледолома. Кроме этого устойчивость терминала обеспечивают 12 свай длиной 85 метров и диаметром до 2,5 метров. Нефтепровод, который соединяет приемо-сдаточный пункт (ПСП) и терминал состоит из 2 труб, проложенных по дну Обской губы, общей протяженностью 7,9 км. Эти трубы утеплены от берега до границы вечной мерзлоты, диаметр трубы - 720 мм, толщина стали -18 мм. Подогретая нефть (температурой примерно 45 С) по ним постоянно циркулирует.

С точки зрения безопасности процессов тут всё на очень высоком уровне, а технология «нулевого сброса» исключает попадание любых нежелательных веществ в акваторию Обской губы.

33. Жаль, не удалось побывать на этом судне и всё поснимать поближе, ледовая обстановка нам в этот день не позволила, может когда-нибудь в другой раз повезёт…

08:00 Встреча с гидом на ж/д вокзале г. Апатиты.
Трансфер в г. Кировск (35 км).
Возможен индивидуальный трансфер из г. Мурманск к рейсу UT 577(прилет в 04:20) в Кировск (к завтраку в кафе).Примерная стоимость индивидуального трансфера от 500 руб. до 2500 р. в одну сторону в зависимости от кол-ва желающих.
Завтрак в кафе.
Посещение "Снежной деревни" - уникального места отдыха для взрослых и детей. Сказка, в которую попадают посетители снежных залов, делает людей чуточку добрее, растапливает их сердца. Появление посредине леса на заснеженной поляне огромного сооружения из снега - настоящее чудо, на которое обязательно нужно посмотреть хотя бы раз в жизни.Экскурсионно-туристический центр "Снежная деревня" – уникальный проект, который с успехом реализуется с 2008 года. Как только в Хибинах выпадает первый снег, у подножия горы Вудъяврчорр начинается снежное строительство. Ежегодно "Снежная деревня" реализует самые смелые идеи и замыслы, появляется все больше ледовых и снежных сооружений. Игровая программа, катание на "ватрушках". Согревающий горячий чай со сладостями в кафе (за доп. плату.)
Обзорная экскурсия по городу "Кировск - сердце Хибин". Краса и гордость Кольского полуострова - Хибинские горы, невысокие, суровые и чрезвычайно живописные. В центре полуострова, на южной окраине горного массива, у озера Большой Вудъявр, расположился Кировск, самый северный горнолыжный курорт России. Населенный пункт в горах для крайнего Севера - большая редкость. Соседи с равнины в шутку называют этот город «аулом». В заполярном Кировске с любой улицы открывается живописный вид на горы. Вы ощутите неспешный ритм жизни маленького городка и мощь суровой северной природы.
Экскурсия в Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина - уникальный комплекс, самый северный ботанический сад у нас в стране! Цветущие тропические растения посреди сопок и низкорослых кустарников - это стоит увидеть!
Обед в кафе.
Посещение Музейно-выставочного комплекса "Апатит". Богатейшая коллекция минералов Хибин и Кольского полуострова, макеты открытых, подземных горных работ и обогатительных фабрик. В систематической коллекции минералов представлено 850 минеральных разновидностей, включая драгоценные образцы золота, алмаза, топазов, рубина, изумруда, янтаря и многое другое. Макеты горных работ и обогащения обладают звуковыми эффектами и динамической подсветкой.
Внимание! При группе более 20-ти человек, возможно частичное использование наушников и аудиогида (под залог). Подъем на башню (для групп более 8-ми человек) не предусмотрен!
Заселение в гостиницу "Хибины".
Свободное время. Для желающих катание в Сноу-Парке (ватрушки, лыжи и проч.).
Ночь в отеле.

07:00 - завтрак в отеле. Освобождение номеров.
Экскурсия "В гости к саамам" (этнографический комплекс "Сам-Сыйт"): обряды, обычаи, быт, олени, национальная кухня. Обед на территории комплекса.
Трансфер в Мурманск.
Мурманск - столица русского Заполярья, самый крупный город в мире, расположенный за чертой Северного полярного круга. Отсюда начинаются десятки морских путей. Все здесь пропитано морем и подчинено его законам. Памятники, архитектура, музеи - все в этом городе особенное, напоминающее и рассказывающее о моряках и рыбаках, научных открытиях в океане и военно-морских подвигах. Посещение Океанариума (за дополнительную плату - 500 руб.). Оплачивается предварительно при покупке тура). Этот научно-исследовательский центр - единственный в Европе комплекс по изучению арктических тюленей. Расположен он на озере Семеновское, в черте города, принимает посетителей на развлекательные представления с участием ластоногих: серых и гренландских тюленей, морского зайца и кольчатой нерпы.
Заселение в отель "Меридиан".
Свободное время.
Ужин самостоятельно в ресторане отеля или кафе в центре города.
Ночь в отеле.

08:00 - Завтрак в отеле. Освобождение номеров.
Обзорная автобусная экскурсия – "Мурманск - столица Заполярья":во время экскурсии вы посетите основные достопримечательности города (Мемориал морякам-подводникам, погибшим в мирное время, Храм Спас-на-Водах, Маяк, рубка АПЛ "Курск", Мемориал Защитникам советского заполярья в годы ВОВ, памятник "Ждущая").
Посещение Областного Краеведческого музея г. Мурманск. Музей располагает 17 экспозиционными залами. В разделе «Природа» находится единственная в России экспозиция морского дна - сухой аквариум, уникальная геологическая коллекция, извлеченная с глубин от 100 м до 12 км при бурении Кольской сверхглубокой скважины.
Вся история края с древнейших времен до современности представлена в экспозициях: «История края с древнейших времен до XVII в.», «Хозяйство и быт саамов в XVIII - XIX вв.», «Кольский полуостров XVII - н. XX в.», «Октябрьская социалистическая революция,гражданская война и интервенция на Мурмане», «Край в период 1920 - 1930-х гг.», «Мурманская область 1945-1985 гг.». Завершающий раздел экспозиции истории посвящен изменениям в политической, социально-экономической сферах жизни края с 1985 г. по сегодняшний день.
Посещение первого атомного ледокола "Ленин".
"Ленин" - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути. Сейчас это уникальный корабль-музей.
Обед в кафе.
Трансфер в Североморск (31 км).
Посещение Музея военно-воздушных сил Северного флота в Сафоново. В музее три зала: военного времени, памяти о погибших, послевоенного периода. Дом-музей Юрия Гагарина - именно в нём первый космонавт, на тот момент ещё простой военнослужащий, жил со своей семьёй. Ангар военной техники: самолеты, танки.
Посещение Музея "Подводная лодка К-21". Эта легендарная подлодка, прославившаяся боевыми подвигами в годы ВОВ, в наши дни дает возможность всем желающим погрузиться в реальный мир моряков-подводников. В четырех отсеках субмарины сохранена боевая обстановка, здесь можно в буквальном смысле слова потрогать историю - задраить кремальеру, заглянуть в перископ. Также здесь располагаются экспозиции, которые описывают действия ВОВ и формирование подводных сил на Севере в послевоенное время. Личные вещи, фотографии, награды подводников и представленные документы того времени лучше любого историка поведают о героизме людей, ходивших на этой лодке в бой.
Возвращение в Мурманск к 18:00.
Свободное время для приобретения сувениров.
Трансфер на ж/д вокзал/в аэропорт.
Отправление в Москву.
Примечание:

Стоимость тура на человека
- при размещении в 2-местном номере - 17 600 руб.
- при размещении в 1-местном номере - 19 700 руб.
- при размещении в 3-местном номере - 16 800 руб.
В стоимость включено: проживание 2 ночи, питание по программе (завтрак и обед), входные билеты во все объекты по программе, 12 экскурсий по программе; транспортно-экскурсионное обслуживание на маршруте, услуги гида и сопровождающего группу.
Важно! В связи с тем, что в программу тура включено посещение закрытого города Североморск, при покупке тура требуется предоставить полные данные российских паспортов (скан/копию разворота с фотографией, кем выдано, адрес по прописке) для всех участников поездки. Детям - скан/копию Свидетельства о рождении. Для оформления одноразового пропуска в Североморск необходимо предоставить все данные не позднее чем за 1 месяц до даты заезда. Гражданам других государств посещение Североморска невозможно.
Внимание! Уточняйте информацию по контактным данным сопровождающего и текущим корректировкам маршрута на сайте за 1-2 рабочих дня до начала программы или у ведущего менеджера.
Дополнительно оплачивается:
ж/д проезд Москва-Апатиты-Мурманск-Москва (узнать стоимость)
Ориентировочная стоимость ж/д билетов - плацкарт от 5000 руб., купе от 6700 руб. (в одну сторону). Окончательную стоимость билетов можно уточнить на нашем сайте в разделе "Авиа и ж/д билеты" или уточнить у менеджера в день приобретения тура.
Рекомендуемые варианты поездов:
Москва - Апатиты поезд 016А "Арктика", отправление в 00:41, прибытие в 08:22 следующего дня.
Мурманск - Москва поезд 091А, отправление в 21:10, прибытие в 11:38 + 2 суток.
Мурманск - Москва поезд 015А, отправление в 19:30, прибытие в 06:50 + 2 суток.
Внимание! Билеты на поезд следует приобретать с датой отправления на день раньше, чем дата начала тура. Т.е., чтобы прибыть к началу тура, например, 23 февраля, следует покупать билеты с отправлением 22 февраля.
Важно! Если в ж/д кассах закончились билеты на интересующие вас поезда, обратитесь к нам, и мы сможем достать практически любые билеты под вашу поездку. Эта услуга оплачивается дополнительно (400 руб. к стоимости тарифа за один билет).
Внимание! Заселение в гостиницу возможно только при наличии документа, удостоверяющего личность (паспорт, свидетельство о рождении). Просьба учитывать, что во всех объектах размещения действуют правила "расчетного часа" (check-in и check-out). До установленного времени заселения свободных номеров в гостинице может не быть. Освобождать номера необходимо в соответствии с правилами гостиницы.
Фирма оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг. Обращаем Ваше внимание на необходимость соблюдения норм действующего законодательства. Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.
Транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса. При группе менее 18 человек предоставляется микроавтобус туристического класса (номера мест в этом случае не сохраняются).

Больше полувека труднодоступные месторождения Ямала ждали технологический прорыв, который позволит российским нефтяникам не только добывать черное золото в суровых природных условиях, но и доставлять его по назначению. Самым эффективным решением оказался Северный морской путь.

Вертолет летит над тонкой ниточкой нефтепровода. 100 километров трубы от месторождения к точке отгрузки черного золота. Белая пустыня до горизонта. Это Русский Север.

Закончился инструктаж: объясняли, как вести себя при высадке на лед, который сейчас от полутора метров и больше, поэтому достаточно безопасный. И, тем не менее, нужны спасательные жилеты, которые открываются автоматически при попадании в воду. Хоть лед достаточно толстый, обычные машины по нему ехать не могут, провалятся. Поэтому используют "Трэколы" с шириной колес не меньше полуметра.

Богатейшее месторождение нефти было открыто еще в 60-х годах прошлого века. Начать добычу и, главное, отгрузку углеводородов тогда не позволяли технологии. Сейчас каких-то минус 25 градусов, а в разгар зимы температура здесь опускается до минус 60. Российским нефтяникам в XXI веке удалось победить стихию.

"Масштаб проекта колоссальный. Это действительно огромная и очень богатая кладовая, вполне сопоставимая с условиями и богатством месторождений на Ближнем Востоке", — уверен первый заместитель генерального директора ПАО "Газпром нефть" Вадим Яковлев.

В трех с половиной километрах от берега надо льдами Обской губы теперь возвышается нечто подобное гигантскому крану. Это единственный нефтеналивной терминал в мире, построенный в таких сложных условия. Рекорд установлен не ради амбиций. Отправлять нефть по Северному морскому пути оказалось делом выгодным.

"Ворота Арктики" - это то, ради чего здесь находятся сотни людей, два ледокола, несколько танкеров, то, для чего здесь круглосуточно идут работы, чтобы через некоторое время терминал вышел на свою максимальную мощность: порядка девяти миллионов тонн в год.

США ради таких и даже меньших объемов устраивают государственные перевороты на Ближнем Востоке и в Африке.

В акватории Обской губы круглосуточно дежурят ледоколы "Газпром нефти". Это уникальные суда, созданные под конкретную задачу. Они нужны для того, чтобы заводить танкеры в Обскую губу, где глубина небольшая — от восьми до 12 метров, мелководье.

Обеспечивают его маневренность. Он способен развернуться на 360 градусов всего за одну минуту. Вода для танкеров всегда открыта. Ледокол может работать сутками. Команду, если необходимо, доставляют по воздуху.

Инвестиции в месторождение — более 300 миллиардов рублей. Вернутся они многократно. Государство получит сотни миллиардов и долгосрочный прибыльный проект, рабочие места для тысяч вахтовиков, развитие северных территорий.

"Мы недавно запустили новые программы: до 40 процентов от стоимости жилья компенсируем тем, кто приобретает его. Те задачи, которые поставил президент, что Север должен развиваться, мы, благодаря нашим крупным компаниям здесь решаем", — говорит губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.

"Газпром нефть" распечатала крупнейший нефтяной район. , на освоенных территориях она создает основу будущей инфраструктуры. Строительство железной дороги — дело ближайшего будущего. Большая земля, как здесь называют всю остальную Россию, станет гораздо ближе.

На Новопортовском месторождении «Газпром нефти» начал работу арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», установленный в акватории Обской губы. Это уникальное техническое сооружение, рассчитанное на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м. Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее - к терминалу, расположенному в 3,5 км от берега, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год.

«Александр Санников» - одно из двух ледокольных судов обслуживания терминала на Новопортовском, строящихся по заказу «Газпром нефти» на Выборгском судостроительном заводе

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы. Подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал дал по видеосвязи президент Российской Федерации Владимир Путин. В торжественном мероприятии, посвященном началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через «Ворота Арктики», приняли участие председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков.

Освоение территорий, расположенных за Полярным кругом на суше и на шельфе, является частью стратегии «Газпром нефти» до 2025 года, объединенной программой «Время Арктики». Флагманские проекты программы сегодня - разработка Приразломного и Новопортовского месторождений. В дальнейшем в ее периметр могут войти другие элементы добывающего кластера «Газпром нефти», формирующегося на севере ЯНАО, новые активы на шельфе.

Владимир Путин, Президент РФ:

Мы сегодня начинаем новый этап освоения Ямала, по сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, так как проект - один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России. За последние три года на его реализацию было направлено 186 млрд рублей, применены новейшие технические решения, связанные с работой в суровых условиях самой северной точки полуострова Ямал. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем. Хочу поздравить и поблагодарить и руководство компаний «Газпром», «Газпром нефть», и инженеров, рабочих, которые принимали участие в реализации этого проекта. Это очень хороший шаг вперед!

Александр Дюков, генеральный директор «Газпром нефти»:

Новопортовское месторождение было открыто более 50 лет назад и стало первым месторождением углеводородов, открытым на полуострове Ямал. Долгое время отсутствие технологий разработки столь сложных месторождений, как Новопортовское, отсутствие возможности вывоза, транспортировки нефти не позволяли приступить к освоению актива. Применение новых современных технологий XXI века позволило начать разработку этого месторождения.

Мы продолжаем строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении. Мы расширяем и развиваем наземную инфраструктуру. Ведется строительство мощной электростанции. На Выборгской судоверфи мы приступили к строительству новых, современных мощных ледоколов для Нового Порта. Начало полномасштабной разработки актива открывает для «Газпром нефти» новый регион добычи и значительно приближает компанию к стратегической цели - 100 млн т.н.э. к 2020 году.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал дал по видеосвязи
президент РФ Владимир Путин

Арктический терминал

Схема транспортировки нефти

8,5 млн тонн в год мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти

Вадим Яковлев, первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»:

Строительство арктического терминала на Новопортовском месторождении - это сложнейший проект, реализованный в экстремальных климатических условиях. Однако ввод в эксплуатацию «Ворот Арктики» - событие ценное не только с точки зрения демонстрации технологических возможностей «Газпром нефти». Это важнейшая веха на пути Новопортовского к выходу на проектную мощность - на пути, который компания проделала фактически с нулевой отметки к открытию новой российской нефтяной провинции на Ямале.