Зачем нужны «молодежные парламенты», есть ли от них польза и чем они вообще занимаются

Кажется, совсем недавно, в Москве в мае 2015 года, 4015 человек выразили желание стать парламентариями, и подали заявки на участие в конкурсном отборе в составе Молодежных палат своих районов. И вот, 8 месяцев спустя не только Москва, но вся Россия видеть результат деятельности юных общественных деятелей.

Ты помнишь как все начиналось…

Несмотря на то, что в городах Российской Федерации членство в Молодежном парламенте является трендом, находятся молодые люди, даже не слышавшие об этом молодежном движении. Что же такое Молодёжный парламент? Этоконсультативно-совещательный орган, участвующий в обсуждении и экспертизе законов и отстаивании интересов молодёжи в органах власти.Молпарлам, позволяет людям в возрасте от 18 до 30 реализовать свой интеллектуальный и креативный потенциал через участие в общественной деятельности и законотворческом процессе. Данная система представительства прав и интересов молодежи, появилась после открытых дискуссий в марте 1999 года. В 2003 году, в Рязани прошел I Всероссийский семинар-совещание «Развитие молодёжного парламентаризма в Российской Федерации», после которого в большинстве субъектов Российской Федерации и появились первые молодёжные парламентские структуры. В последующие годы правительство активно разрабатывало данный проект и вело тщательную подготовку документов. За годы развития идеи о Молодежном парламентаризме, были созданы общественная молодежная палата при ГД РФ и Молодежная парламентская ассамблея при СФ ФС РФ, зарегистрирован Центр развития молодёжного парламентаризма в России и подписано распоряжение Правительства Москвы о создании первого в России Центра молодёжного парламентаризма. И наконец, в 2012 году в Москве открылся Центр молодежного парламентаризма.

Мы учимся управлять вместе

Зачем нужен России Молпарлам? Юные парламентарии представляют собой необходимую связь между гражданами нашей страны и властью. Молпарлам принимает участие в разработке законопроектов и предложений, касающихся молодежной политики, занимается организацией и проведением общественных слушаний и контролирует исполнение этих законов. Но не думайте, что за всей нудной теорией и серьезными и чересчур взрослыми вопросами, скрывается очередная компания власть имущих, настроенных на угнетение мирных граждан. Вовсе нет! Кто в районе вашего города проводит различные праздники для всех соседей независимо от их возраста, кто проводит важные встречи с населением по абсолютно любым вопросам, кто знает все местные центры внешкольного образования? Жителям одного из северных «загазованных» районов не хватает зелени? Куда первым делом обратятся увядающие среди машинных выхлопов горожане с просьбой о крохотном местном парке? Нет, не в управу, а к председателю их районной управы. И вполне вероятно, что в следующие выходные они не удивятся, увидев группку молодых людей, высаживающих в разрешенном месте «Миллион деревьев» Улавливаете значимость сего банкета? Тото же! Молодой парламентарий готов везде и всегда, независимо от вопроса кинуться на помощь своему «земляку». Не редкость и проведение членами палат интересных и увлекательных мастер-классов для населения, выбирай на любой вкус.

А когда же парламентариям заниматься государственными делами, спросите вы. В любое свободное и не свободное от работы время! Жизнь не стоит на месте. И они летят вместе с ней. В ходе своей деятельности, ребята учатся быть политиками. Правительство предоставляет широчайший спектр обучающих программ, семинаров и лекций по делопроизводству, велика и культурная программа парламентариев. Например, в Москве, Центр молодежного парламентаризма, дважды в неделю предлагает обучение на интересных проектах. Таких как «Лига ЦМП». Проект посвященный, приобщению будущих депутатов к политическо-аналитической деятельности и искусству ведения дебатов. Он пользовался крупным успехом, по завершению курса ребятам предлагали пройти игру и самим выступить в роли дискутирующих. Есть «Школа Пресс-секретарей», «Проект Резерв» и много других не менее увлекательных программ.

Учение-свет!

Летом этого года, в Москве прошло значимое для системы молодежного парламентаризма событие — Молодежный парламентский форум «Грани Будущего». Обсудить с председателем Московской городской думы новый законопроект? Сделать «себяшку» с мэром столицы? Внести предложения в проект «Активный гражданин» и высказать их непосредственно разработчику? На саммите «Грани будущего»-это проще простого. Самые лучшие лекторы и коучи столицы читали для московских парламентариев лекции лекции о системе органов государственной власти столицы, особенностях местного самоуправления, основных проектах правительства Москвы, политических вызовах и перспективах развития города. и проводили свои тренинги, направленные на личностное развитие и повышение эффективности командного взаимодействия в палате. Не забывали участники форума и о модной тенденции к здоровому образу жизни. Подъем в 6:30, зарядка и пробежка до 8:00 и полезный и питательный завтрак перед новым трудовым днем. Находилось время и для спортивных игр.

Есть ли жизнь за гранью

И после «Граней будущего» ожидаемое облегчение не наступила. В декабре 2015, молодые парламентарии как положено достойным политикам, проведут очередную встречу, посвященную итогам уходящего года. А как же праздники? — А праздники потом! Темп работы возрастает, страсти накаляются, напряжение растет, задания становятся все жестче. А как иначе? Ведь только 48 лучших парламентариев попадут в Молодежную палату при Мосгордуме. Поэтому перед праздниками, работа идет в режиме нон-стоп.

Главное, в общей гонке за властью не забывать, что основной задачей парламентариев является помогать простым гражданам и приносить пользу городу.

Все права защищены | Газета онлайн «Молодежное.инфо»

Механизм участия молодежи в управлении государством сегодня несовершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления крайне мала. В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем огромна.

Для решения обозначенных проблем необходимо формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи. Шагом в этом направлении стал феномен молодежного самоуправления. Молодежное самоуправление - это форма управления, предполагающая активное участие молодежи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, затрагивающих ее жизнедеятельность, защиту прав и интересов молодых людей. Оно включает в себя школьное, студенческое самоуправление, а также самоуправление, осуществляемое через создание при органах государственной и муниципальной власти особых консультативно-совещательных структур молодежи, часто обозначаемых понятием "молодежный парламентаризм".

Молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти и местного самоуправления специальной. Министерство образования и науки Российской Федерации. Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления.

Общественной консультативно-совещательной структуры молодежи в виде молодежного парламента, молодежного правительства, молодежной палаты, молодежного совета.

Целью развития молодежного парламентаризма является привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах.

Среди задач развития молодежного парламентаризма можно выделить следующие: формирование действенного механизма представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления; обеспечение эффективного сотрудничества представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления; создание системы молодежных парламентов и других представительских общественных молодежных институтов в Российской Федерации, которые позволяют формировать активную гражданскую позицию молодежи и налаживать ее диалог с государством и обществом на основе партнерских отношений; создание условия для консолидации молодежи (на уровне РФ, субъектов РФ) для участия в реализации государственной молодежной политики; создание условий для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста; создание системы подготовки кадров молодежных парламентов и иных молодежных общественных консультативно-совещательных структур, направленной на формирование кадрового потенциала органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для решения цели и задач при развитии молодежного самоуправления необходимо учитывать такие принципы как приоритет защиты прав молодежи и ее объединений; доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека; легитимность создания, функционирования и развития различных форм молодежного самоуправления; использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма; свободный выбор форм молодежного парламентаризма в каждом регионе и муниципальном образовании, отвечающих социальным потребностям и законным интересам молодежи соответствующей территории; участие непосредственно самой молодёжи в лице её активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики и другие.

Среди функций, выполняемых органами молодежного представительства является представление интересов молодежи в органах власти; участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики; подготовка молодых кадров; проведение общественно полезных мероприятий; просветительская деятельность.

На сегодняшний день молодежные парламентские структуры созданы и действуют практически во всех регионах Российской Федерации. Например, Молодежный Парламент Республик Коми, Бурятии, Мордовии, Алтайского края, Молодежный парламент при Законодательном Собрании Красноярского края, молодежные парламенты Кузбасса, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Курганской, Новосибирской областей, Общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Ивановской области, Молодежный парламент при Совете народных депутатов Амурской области, Молодежная Парламентская ассамблея Калининградской области, Общественный молодежный парламент при Самарской Губернской Думе, Общественный молодежный парламент Рязанской области, Общественная студенческая Дума Тюменской области, Молодежное правительство Ярославской области, Совет молодежных организаций (Молодежный парламент) Нижегородской области, Общественная молодежная палата Свердловской области, Общественная Молодежная палата при Государственном Совете Чувашской Республики. Молодежные парламенты России.

Названия, структура, способы организации и финансирования молодежных представительных структур в различных регионах достаточно разнообразны. Их основополагающим признаком является то, что это общественное объединение молодых граждан, созданное при государственном органе и имеющее в качестве основной цели защиту интересов молодого поколения, его гражданское, политическое и правовое образование через консультативно-совещательную деятельность.

Учитывая опыт развития молодежного парламентаризма в Российской Федерации, можно выделить его следующие формы. Молодежные парламенты при органах законодательной власти. Данная организационная форма характеризуется тем, что молодежные парламенты создаются на основе решения органа законодательной власти и действуют на основании утвержденного им Положения. Являясь общественным консультативным (совещательным) органом, они участвуют в разработке нормативно-правовых актов, и других документов в сфере государственной молодежной политики. Примером такой формы молодежного парламентаризма являются молодежные парламенты Воронежской, Орловской и Курской областей. В данном случае члены молодежного парламента избираются от максимального возможного количества территорий, образовательных учреждений, других организаций, молодежных общественных объединений.

Определение регламента работы, в частности принятия решений, осуществляется самостоятельно молодежным парламентом. В структуру парламента входят комитеты, комиссии и другие рабочие органы, перечень и состав которых определяется внутренними документами, регламентирующими деятельность молодежного парламента. Достоинством такой формы является то, что молодежные парламенты получают официальный статус, предоставляемый законодательной властью. В данном случае ни одна общественная организация не сможет претендовать на монопольное использование созданного органа молодежного самоуправления в своих интересах. Данный статус молодежного парламента упрощает процесс принятия и прохождения его решений, через орган власти, при котором он существует. Кроме того, члены молодежных парламентов приобретают в органах законодательной власти определенный управленческий опыт, пополняя кадровый резерв административно-политической элиты страны. Молодежные парламенты и правительства, функционирующие при органах исполнительной власти.

Примеры создания таких парламентских структур существуют в различных регионах Российской Федерации. Они действуют при мэре города, комитете или отделе по молодежной политике города или региона. Однако понятие "парламент" подразумевает организацию взаимодействия с органами законодательной (представительной) власти.

Таким образом, Молодежный парламент во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти призван разрабатывать социальные программы для молодежных общественных объединений. Цель таких программ - создание для молодежи возможности участия в общественно-политической жизни, принятии и реализации управленческих решений, а также в осуществлении контроля при их исполнении.

Формы осуществления данной программы разнообразны: общественные молодежные приемные, организация мониторингов в молодежной среде, создание теле и радиопередач, ведение рубрик на страницах периодической печати, организация клубов, диспутов, рекламных кампаний и т. п. При всем разнообразии форм молодежного парламентаризма главное их предназначение состоит в выявлении и представлении интересов молодежи на уровне регионов Российской Федерации и повышении эффективности участия молодежи в жизни области, района, города.

Рассматриваемые молодежные парламентские структуры позволяют эффективно формулировать и доводить проблемы, интересы и ожидания молодежи до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Это способствует достижению конкретных социальных и экономических результатов, вовлечению молодых граждан в общественно-политические процессы, повышению общей правовой культуры и гражданской активности молодежи. Перед молодежным парламентаризмом должна стоять задача формирования консолидированного социального заказа молодежи государству. Это достигается различными формами работы.

Например, общественные приемные для молодежи призваны сформировать перечень молодежных проблем, а мониторинги в молодежной среде позволяют оценить эффективность управленческих решений.

Отмечено положительное отношение граждан к подобной форме проявления общественно-политической активности молодежи. По результатам исследования, проведенного в регионах ЦФО, половина испытуемых полагает, что молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры являются благоприятным полем для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью.

Через эти формы и методы работы в рамках системы молодежного парламентаризма молодые люди могут получать необходимые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время 25% респондентов констатируют, что молодежные парламенты формируют группы единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на развитие региона (муниципального образования). Это условие формирует коллективное начало и обеспечивает межличностную гармонизацию взаимоотношений в молодежной среде. 25 % опрошенных считают, что практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом подготовки грамотных специалистов, способных решать жизненно важные проблемы молодежи.

Молодежные общественные палаты являются важным шагом в развитии молодежного парламентского движения. Создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации относится к 2001 году. Палата создана для изучения проблем молодежи в России, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы Российской Федерации в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем российской молодежи.

Общественная молодежная палата при Государственной Думе Российской Федерации - это совещательный, консультативный орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

Ее основная цель - содействие деятельности Российского парламента в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Молодежная палата создана на добровольной основе из представителей общественных молодежных палат (молодежных парламентов) при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положением в ее состав входит только по одному представителю от общественных молодежных палат (молодежных парламентов), официально созданных при законодательных органах государственной власти Российской Федерации. Регламентированы возрастной ценз для членства в Общественной молодежной палате - до 30 лет и срок действия полномочий - он составляет один год.

Деятельность Общественной молодежной палаты ведется в комиссиях, которые организовывают работу по направлениям своей деятельности с соответствующими комитетами и комиссиями Государственной Думы. Заседания палаты проводятся три раза в год. При необходимости могут быть организованы внеочередные заседания. Молодежная палата разрабатывает и принимает рекомендации для рассмотрения в соответствующих комитетах Государственной Думы.

Почетный председатель Молодежного парламента - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской ФедерацииНарышкин Сергей Евгеньевич.

Курирует работу федерального Молодежного парламента Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Владимирович Железняк.

Совет Молодёжного парламента при Государственной Думы состоит из председателя, ответственного секретаря, заместителя председателя по законотворческой работе, заместителя председателя по проектной работе,заместителя председателя по взаимодействию с партнерскими организациями и СМИ, заместителя председателя по международному сотрудничеству.

ПредседателемОбщественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с 2013 года является Кувшинова Наталья Сергеевна, председатель Молодежного Парламента Алтайского края.

На сегодняшний день в Молодежном парламенте действуют 7 рабочих комиссий: по охране здоровья и экологии, по труду и социальной политике, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, по образованию, по молодежной политике, культуре и патриотизме, по строительству и земельным отношениям, по международной политике и евразийству.

Молодежным парламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за текущий созыв внесены изменения в Федеральные законы: "О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный Закон "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", О внесении изменений в статью 9 и статью 13 Федерального Закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", "Об общих принципах организации молодежного самоуправления в Российской Федерации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об опеке и попечительстве, о внесении изменения в статью 14.53 кодекса российской федерации об административных правонарушениях, проект закона алтайского края "о порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших шестнадцати лет, на территории алтайского края", Закон алтайского края "Об ограничениях в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков", О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "О концессионных соглашениях", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Также Молодежным парламентом реализуются три федеральных проекта: "Свобода слова","За собой", "Создание и развитие сети первой помощи в Российской Федерации".

Проект "Свобода слова", целью которого является обеспечение регулярного и своевременного участия студенческой молодёжи и членов молодежных общественных организаций в обсуждении знаковых социально-экономических событий страны. Основной задачей проекта является обеспечение гласности принятых при обсуждении решений, мнений и суждений.

Проект "За собой" реализуется в форме проведения всероссийского конкурса видеороликов по профессиональному самоопределению, проводится среди учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций и учреждений интернатного типа, студентов 1-2 курсов образовательных организаций высшего и среднего образования Российской Федерации. Конкурс направлен на популяризацию профориентационных услуг. Официальный сайт проекта: засобой.рф.

Проект "Создание и развитие сети первой помощи в Российской Федерации" реализуется совместно с Межрегиональной общественной организаций "Национальная молодежная лига здравоохранения" с 2012 года.

В рамках проекта с 2012 года проводились медицинские игры и уже в 2014 году состоялись общегородские "Московские юношеские медицинские игры", в которых принимали участие более 150 учеников из 34 московских школ. Цель данных соревнований заключается в привлечении молодежи к вопросу сохранения здоровья, формировании ответственности у молодого поколения за свое здоровье и здоровье окружающих, применение полученных навыков на практике. Кроме того, был организован круглый стол в стенах Государственной Думы на тему: "Вопросы популяризации, нормативно-правового регулирования аспектов первой помощи; развитие системы ее оказания в Российской Федерации". Целью мероприятия являлось изучение современного состояния нормативно-правовой базы в сфере первой помощи в Российской Федерации. В рамках проекта с целью популяризации вопросов первой помощи и разработки единых подходов в вопросах первой помощи.26-28 февраля 2015 года состоялся I Общероссийский форум "Развитие системы оказания первой помощи в Российской Федерации". К участию в форуме были привлечены профильные ведомства и общественные организации, занимающиеся вопросами обучения граждан первой помощи.

В рамках форума прошла научно-практическая конференция. В ходе конференции были рассмотрены вопросы по следующим направлениям:

Нормативно-правовые аспекты оказания первой помощи;

Методики обучения волонтеров навыкам оказания первой помощи;

Оснащение волонтеров, обученных навыкам оказания первой помощи;

Мотивация, учет и анализ обученных оказанию первой помощи.

Целью форума является создание единого подхода по вопросам популяризации и обучения навыкам оказания первой помощи в Российской Федерации.

Основные задачи форума:

Обобщение опыта регионов в сфере организации обучения населения РФ оказанию первой помощи;

Подготовка единой методической базы для обучения населения РФ навыкам оказания первой помощи;

Анализ законодательства в сфере оказания первой помощи и популяризация вопросов первой помощи среди населения;

Подготовка обращения к профильным ведомствам и общественным организациям с конкретным рекомендациями по модернизации системы оказания первой помощи в РФ;

Издание сборника статей докладов ее участников, в котором будут объединены обсужденные методы обучения первой помощи, методы мотивации, нормативно-правовые аспекты ее оказания.

Результатом проделанной работы стало создание единого подхода по вопросам популяризации и обучения навыкам оказания первой помощи в Российской Федерации, путем обобщения опыта регионов в данной сфере и обобщение опыта регионов в сфере организации обучения населения оказанию первой помощи.

К форме молодежного представительства также относятся Молодежная парламентская ассамблея, действующая при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и представляющая собой верхнюю молодежную парламентскую палату и Молодежная Дума России. Молодежная ассамблея - это постоянно действующий совещательный орган при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. В состав ассамблеи входят представители региональных молодежных парламентов.

В структуре ассамблеи функционирует Совет по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями. Молодежная Дума России создана в январе 2002 года как молодежная парламентская структура, объединяющая представителей различных молодежных общественных и политических структур из регионов Российской Федерации. Молодежная Дума представляет собой дискуссионный механизм для обсуждения актуальных общественно-политических вопросов и выработки согласованных решений. Она сотрудничает с ключевыми структурами, занимающимися молодежной политикой и молодежным парламентаризмом в стране: Общественной молодежной палатой и Советом по делам студентов при Государственной Думе Российской Федерации, Российским союзом молодежи, департаментом по молодежной политике Минобразования Российской Федерации и др.

Депутаты Молодежной Думы организуют слушания по молодежным проблемам, принимают участие в качестве соорганизаторов в мероприятиях других молодежных структур федерального и регионального уровня. Ведется международное сотрудничество с организациями ближнего и дальнего зарубежья.

Молодежная Дума России играет роль единой коммуникативной площадки для представителей молодежи различной политической ориентации, для выработки и последующего лоббирования согласованных решений по наиболее важным социально-политическим проблематикам.

С целью развития молодежного парламентаризма в 2005 году в России создан Центр развития молодежного парламентаризма, аккумулирующий опыт работы команды молодых лидеров из разных регионов России по развитию молодежного парламентского движения. Центр осуществляет деятельность по привлечению молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства и общества, к развитию территорий, на которых она проживает, разработке и реализации эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего - молодежных парламентах.

На сегодняшний день в России функционирует трехуровневая сеть молодежных парламентских структур, не имеющая аналогов в мире. В 79 субъектах Российской Федерации созданы и ведут активную деятельность региональные, республиканские, областные или краевые молодежные парламенты при представительных органах власти (см. приложение 1).Они эффективно работают во всех 14 субъектах Приволжского федерального округа, который находится в числе лидеров по развитию молодежного парламентского движения.

На муниципальном уровне работают более 3000 молодежных парламентов в Российской Федерации. Они созданы также в большинстве муниципальных районов субъектов Приволжского федерального округа. Общая численность членов муниципальных молодежных парламентских структур - около 10000 человек.

За 2013 - 2014 гг. молодые парламентарии Приволжского федерального округа внесли ряд предложений в законодательные и исполнительные органы власти своих регионов. Многие из них были поддержаны старшими коллегами и приобрели статус закона. Молодежный парламент Самарской области предложил свой проект федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации". Молодежной общественной палатой Башкортостана был представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

На сегодняшний день только три Молодежных парламента в Приволжском федеральном округе имеют право законодательной инициативы - в Республике Татарстан, Удмуртской Республике и Самарской области.

Молодежный парламентаризм может стать отличной стартовой ступенью в карьерной лестнице. Мои коллеги уже успели проявить себя, начиная от работы в органах исполнительной и законодательной власти в регионах до федеральных органов власти и Администрации Президента.

Отмечая особую значимость роли складывающегося социального института политической социализации молодежи, необходимо также отметить и существующие проблемы. Они связаны, прежде всего, с совершенствованием механизма взаимодействия Молодежного парламента различных уровней, взаимодействия Молодежного парламента с молодежными отделениями политических партий, молодежными организациями и движениями, органами государственной власти, недостаточным финансированием, слабым влиянием на подготовку и расстановку кадров и т. д.

Таким образом можно сделать следующий вывод опыт работы молодежных парламентских структур в субъектах Российской Федерации показал эффективность их деятельности по привлечению молодежи к решению различных социальных проблем. В ряде российских регионов молодежные парламенты (думы, советы, палаты, правительства и др.) Имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, активизируют позицию молодежи в решении своих проблем.

§ 2. Понятия: «молодежный парламентаризм», «Молодежный Парламент», «молодежное парламентское движение»

Молодежный парламентаризм получил активное развитие в середине 90-х годов XX века. Идея создания Молодежных Парламентов разрабатывалась еще в СССР. Начиная с 1995 года, молодежное парламентское движение выходит на новый уровень в период перестройки - создаются Молодежные Парламенты в различных субъектах Российской Федерации. Всеобщая демократизация, декларированный переход к гражданскому обществу и правовому государству позволили развернуться данному процессу на новом качественном уровне. В 1991 году был принят закон об общественных объединениях и организациях, 7 поэтому деятельность молодежи приобрела не разрешительный характер, а была закреплена в ее правах. Статья 30 Конституции РФ закрепила право на объединение молодежи, тем самым обеспечивая важное условие осуществления политической свободы и стимулируя развитие демократических начал в обществе. 8 Со временем нормативно-правовая база, регламентирующая общественно-политическую деятельность молодежи, значительно расширилась. 7 Данный фактор способствовал активному становлению общественного молодежного движения в России.

Молодежное парламентское движение достаточно быстро стало реальной движущей силой, во многом определившей политику государства и общества в молодежной сфере. Во многих регионах именно молодежные организации оказали существенное давление на разработку и принятие региональных законов о молодежи и молодежной политике. 9

Что же такое молодежный парламентаризм?

Молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании социальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи - Молодежного Парламента при органах государственной власти или в установленном ими порядке, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства.

Появление молодежного парламентаризма имеет свои социально-исторические корни. Молодежный парламентаризм возник в связи с тем, что следовало заполнить ту нишу в социальном управлении, которую ранее занимали комсомольские структуры. В СССР существовала своеобразная «молодежная республика» с «главой государства - Первым секретарем ЦК ВЛКСМ и «однопалатным парламентом» - ЦК ВЛКСМ, избираемом на съезде ВЛКСМ, его «советом», или «президиумом» в лице Бюро ЦК ВЛКСМ. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ, по сути, был помощником главы советского государства по вопросам молодежной политики. «Малые молодежные республики» существовали тогда в краях, областях, городах и т.д. Естественно, что там не все было благополучно: регламентация, чрезмерная политизация, бюрократизация, отсюда и последовало прекращение деятельности ВЛКСМ.

Молодежный парламентаризм сегодня - это оптимальная форма взаимодействия государства и общества, отражающая интересы молодых людей и формирующая доверие молодежи к органам власти; это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социально-демографической группы.

Цель развития молодежного парламентаризма - привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политике путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего, в Молодежных Парламентах.

Задачи развития молодежного парламентаризма:

    сформировать действенный механизм представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления;

    обеспечить эффективное сотрудничество представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления;

    создать систему молодежных парламентов и других представительных общественных молодежных институтов в РФ, которые позволяют формировать активную гражданскую позицию молодежи и налаживать ее диалог с государством и обществом на основе партнерских отношений;

    создать условия для консолидации молодежи (на уровне РФ и субъектов РФ) для участия в реализации государственной молодежной политики;

    создать условия для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечивая их дальнейшее становление и рост;

    создать систему подготовки кадров Молодежных Парламентов и иных общественных консультативно-совещательных структур, направленную на формирование кадрового резерва государственного и муниципального управления субъектов РФ.

Молодежный парламентаризм выполняет следующую миссию: способствовать построению гражданского общества через распространение культуры парламентаризма, развитие коммуникативных и организаторских навыков участников молодежного движения.

Основными принципами развития молодежного парламентаризма должны стать:

    приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;

    доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека;

    легитимность создания, функционирования состава различных форм молодежного парламентаризма на основе выборов и/или конкурсов;

    использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма;

    свободный выбор форм молодежного парламентаризма в каждом регионе и муниципальном образовании, отвечающих социальным потребностям и законным интересам молодежи соответствующей территории;

    рациональное сочетание представительской и просветительской функций молодежного парламентаризма;

    участие непосредственно самой молодежи в лице ее активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики;

    оптимальное количественное и качественное соотношение молодежных парламентов (дум, советов, палат, правительств, ассамблей) в каждом регионе;

    формирование персонального состава молодежных парламентских структур из числа молодых людей (от 14 до 30 лет);

    социальная эффективность и ответственность.

Сочетание данных принципов позволит создать условия, при которых молодежные парламентские структуры будут представлять интересы не только отдельных молодых людей, молодежных общественных объединений, но и иных заинтересованных организаций, и интересы молодежи региона в целом. 1 0 Среди тенденций развития молодежного парламентаризма можно выделить следующие:

    понимание необходимости создания и функционирования Молодежных Парламентов;

    увеличение количества Молодежных Парламентов в РФ;

    улучшение отношений консультативно-совещательных органов молодежи с органами государственной власти и местного самоуправления;

    рост профессионализма молодежи в деятельности выбранных ими органов;

    четкое структурирование деятельности Молодежных Парламентов;

    анализ всех проблем молодежи на уровнях от республик до районов, сел и школ, решение проблем молодежи на местах.

К ожидаемым результатам развития молодежного парламентаризма можно отнести следующие направления деятельности:

    привлечение молодежи и ее объединений к разумному участию в деятельности органов законодательной и исполнительной власти, выполнению планов и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

    повышение действенности системы участия молодых граждан в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики;

    формирование кадрового резерва государственного и муниципального управления;

    выявление социально активных молодых людей в различных сферах общественной жизни;

    привлечение научного и творческого потенциала молодежи к участию в реализации государственной и муниципальной политики;

    создание правовых и иных условий для сотрудничества органов государственной власти, молодежных общественных объединений и представителей активной молодежи в реализации молодежной политики на всех уровнях;

    стимулирование процесса развития молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации. 1 1

Молодежный парламентаризм успешно развивается в субъектах РФ, постепенно получая поддержку на уровне государства и общества в целом, становится состоявшимся фактом и имеет перспективы развития. Ведущие места по развитию молодежного парламентаризма в России занимают Рязанская, Новосибирская и Калининградская области.

Положительный результат развития молодежного парламентаризма появится далеко не сразу, но будет осуществляться значительно быстрее, если новый характер взаимодействия государства и молодежи укоренится и наберет силу.

Молодежный Парламент - это консультативно-совещательный орган по вопросам государственной молодежной политики; это трибуна, с которой молодые граждане могут заявить о своих интересах и правах; это реальная и эффективная форма привлечения молодежи к принятию управленческих решений своих проблем; это кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, это представители наиболее активной части молодежи, проживающей на определенной территории.

В России формирование такого общественного института, как Молодежные Парламенты, началось с середины 90–х гг., причем инициатива их возникновения и развития принадлежит общественным объединениям, что подтверждает теорию самоорганизующегося начала молодежных парламентских структур.

По определению, Молодежный Парламент - это неполитическое, добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе молодых людей, объединяющее представителей различных категорий молодежи и действующее с соблюдением принципов выборности и легитимности.

Молодежные Парламенты были созданы

При федеральных органах государственной власти (при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации);

При Правительстве Российской Федерации (при Министерстве образования Российской Федерации);

При органах государственной власти субъекта Российской Федерации (при законодательном органе: Думе, Совете, Собрании);

Главе субъекта Российской Федерации, Правительстве (Администрации), Органе по делам молодежи);

При Органах местного самоуправления.

Данный статус Молодежных Парламентов упрощает процесс принятия и реализации его решений через орган власти, при котором он существует. В то же время, для реализации решений необходимо прикладывать максимум усилий:

    добиваться принятия решений (постановлений, распоряжений, приказов) соответствующего органа власти;

    организовывать легитимную систему выборов представительной молодежи и общественных объединений в Молодежный Парламент;

    обеспечить необходимыми ресурсами его текущую деятельность.

В настоящее время Молодежные Парламенты существуют в большинстве субъектов Российской Федерации. Идея создания Молодежных Парламентов может стать реальным решением молодежных проблем.

Новая форма самоорганизации молодежи - Молодежный Парламент - является одной из наиболее перспективных для проявления и самореализации молодежного потенциала. Это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития.

Учитывая широкие возможности Молодежных Парламентов как самоорганизующихся систем и их поддержку со стороны представительных и исполнительных органов власти, можно прогнозировать высокий коэффициент эффективности создания сети подобных структур при органах исполнительной и законодательной власти различных уровней, так как представленные в настоящий момент в Российской Федерации формы молодежных самоорганизующихся систем отвечают всем требованиям и признакам гражданского общества, заполняют освободившуюся после распада ВЛКСМ и пионерии нишу по самоорганизации молодежи и являются действенным институтом самоуправления. Их дальнейшее развитие послужит укреплению демократии в стране и росту социальной активности молодежи.

Социальный эффект от создания подобных структур заключается в формировании гражданской солидарности, ценности патриотизма, чувства ответственности за результат политического решения, признания своей значимости.

Молодежное парламентское движение - это деятельность, направленная на формирование и развитие общественных консультативно-совещательных структур молодежи на различных уровнях государственного управления: федеральном, региональном и муниципальном.

Помимо вертикально-иерархических связей молодежное парламентское движение вырабатывает горизонтальные связи, которые зачастую являются более эффективными. Например, в 2005 году всерьез встала задача создания Всероссийского Молодежного Парламентского Союза, инициированного рядом Молодежных Парламентов, возникла и была реализована идея создания мобильных групп по развитию молодежного парламентского движения. Центральной избирательной комиссией была поддержана инициатива по участию Молодежных Парламентов в предвыборных кампаниях и во время выборов.

Сегодня очевидно, что инициатива по созданию легитимных представительных органов молодежи находит поддержку как у власти, так и у молодежи.

Молодежное парламентское движение, успешно развиваясь в субъектах РФ, получая поддержку на уровне государства и на уровне общества, существенно превзошло уровень просто идеи, стало состоявшимся фактом и весомым потенциалом, требующим детального изучения, дальнейшей разработки и внедрения в практическую деятельность.

Глава 2. Социологический анализ законотворческой деятельности современной молодежи

§ 1. Участие молодежи в нормотворческой деятельности через создание Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального собрания РФ

Важным шагом в развитии молодежного парламентаризма в России было создание Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального собрания РФ, начавшей работу 28 октября 2002 года. Данная консультативно-совещательная структура была создана для изучения проблем молодежи в Российской Федерации, для содействия Государственной Думе в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи и имела целью обеспечить взаимодействие между органами государственной власти и молодыми гражданами.

Создание Общественной Молодежной Палаты продемонстрировало заинтересованность законодательной власти на федеральном уровне в вовлечении молодежи в процесс решения собственных проблем путем развития законодательной инициативы и реализации конституционного права молодых граждан на участие и управление делами государства.

Общественная Молодежная Палата при Государственной Думе РФ становилась центром синхронизации молодежного политического процесса в регионах и на федеральном уровне, объединяя усилия молодежи для проведения единой молодежной политики на территории России, добиваясь равных условий полноценного развития молодежи регионов и эффективно решая молодежные проблемы.

Общественная Молодежная Палата участвует в выработке молодежной политики государства и разработке ее законопроектов. Её представители выступают в качестве экспертов, мнение которых учитывается и при формировании бюджета РФ.

На первом заседании Общественной Молодежной Палаты приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители органов законодательной и исполнительной власти 74 субъектов Российской Федерации, общероссийских и межрегиональных молодежных общественных объединений и молодежных парламентов. Итогом заседания стало избрание руководящих и рабочих органов, принятие регламента и положения о комиссиях, формирование состава девяти комиссий, утверждение плана работы на ближайшее время и на перспективу. Были созданы комиссии по следующим направлениям деятельности: по регламенту и правовым вопросам; по труду, занятости и молодежному предпринимательству; по социальной защите и охране здоровья молодежи; по бюджету и экономике; по образованию и науке; по культуре, спорту и организации досуга молодежи; по вопросам развития молодежного и детского движения; по межнациональным и межконфессиональным проблемам в молодежной среде; по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи. Участниками первого заседания Общественной Молодежной Палаты были сформулированы рекомендации и обращение к молодежным организациям России.

Общественная Молодежная Палата призвана выполнять следующие функции: экспертизу решений - с этой целью создаются большие экспертные группы, которые занимаются анализом изданных законов в государстве; контроль за бюрократическим аппаратом, принимающим решения в области государственной и региональной молодежной политики; консультативно-совещательную функцию - молодые парламентарии смотрят все проекты законов по молодежной политике, которые обсуждаются в Государственной Думе, в регионах страны и выдают свои решения по проектам законов. У Общественной Молодежной Палаты нет функции принятия законов, это не параллельная структура Государственной Думе, это - организация общественных инициатив, но от Общественной Молодежной Палаты зависит решение многих молодежных проблем.

Общественная Молодежная Палата рассмотрела такие вопросы: «О положении молодежи в Российской Федерации», «О необходимости разработки проекта базового Федерального Закона о молодежи», о подготовке проекта Федерального закона «О государственной поддержке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий» и обратилась в Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи с предложением внести на обсуждение проект Федерального закона «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере».

В частности, было высказано мнение о необходимости создания подобных уже существующим в некоторых субъектах РФ региональных Молодежных Парламентов.

Общественная Молодежная Палата стала инициатором проведения в Москве Всероссийского совещания руководителей органов по делам молодежи с участием Министра образования. На совещании были подведены итоги деятельности Общественной Молодежной Палаты за 2002 год.

21-22 апреля 2003 года в Москве на заседании Общественной Молодежной Палаты приняли участие уже 132 представителя от законодательной и исполнительной власти и региональных парламентских структур.

Был обсужден доклад Председателя Общественной Молодежной Палаты «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации», где было проанализировано состояние привлечения молодежи в политическую деятельность и рассмотрены важные социальные проблемы молодежи.

С 31 мая 2004 года при Общественной Молодежной Палате при Государственной Думе РФ была создана комиссия по развитию молодежного парламентаризма. Целью ее работы стало обобщение опыта развития молодежного парламентаризма на территории РФ и поиски эффективных форм развития данного движения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. К основным задачам комиссии относится:

    межрегиональное взаимодействие молодежных парламентских структур между собой и Общественной Молодежной Палатой (совместные акции, рабочие встречи и т.д.)

    стимулирование процесса деятельности молодежных парламентских структур субъектов РФ в области разработки нормативных правовых актов;

    экспертная оценка состояния и перспектив молодежного парламентаризма как на уровне РФ, так и на уровне ее отдельных субъектов;

    создание единого информационного пространства (содержательный сайт и его методическая поддержка);

    поддержка регионов, где существуют трудности по созданию и функционированию молодежных парламентских структур (например, через работу мобильных групп);

    налаживание сотрудничества с аналогичными молодежными парламентскими структурами и объединениями в других государствах;

    взаимодействие с государственными, общественными и коммерческими структурами, которые потенциально могут быть заинтересованы в развитии молодежного парламентаризма и реально могут этому содействовать;

    информирование законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ о планах и деятельности комиссии.

На заседании были обсуждены вопросы развития молодежного парламентаризма в России, предложения по финансированию государственной молодежной политики в 2004 году. В центре внимания находилась Концепция проекта федерального «Закона о молодежи».

Кроме того, участники заседания приняли рекомендации Президенту и Правительству РФ об ускорении рассмотрения Доктрины Государственной молодежной политики на заседании Государственного Совета, об обсуждении вопроса о роли государства в формировании нравственности и патриотизма молодого поколения россиян, об увеличении финансирования ряда федеральных молодежных программ.

Важной составляющей обеспечения создания и организации деятельности Молодежных Парламентов в субъектах РФ являются консультативные группы, создание которых призвано способствовать распространению молодежного парламентского движения, обеспечению ему дополнительной поддержки, преодолению трудностей основания и развития Молодежных Парламентов. Консультативные группы создаются на базе действующих и имеющих успешный опыт работы Молодежных Парламентов.

Сфера их деятельности - создание новых Молодежных Парламентов в субъектах РФ; оптимизация, повышение эффективности деятельности существующих Молодежных Парламентов.

Консультативная группа состоит из двух частей: мобильной и стационарной. Мобильная часть консультативной группы ответственна за проведение установочных семинаров, консультаций, сбора информации, тренинговой работы в конкретном субъекте РФ, где создаются или уже действуют Молодежные Парламенты. Стационарная часть группы несет ответственность за анализ информации, подготовку тренингов, информационных и статистических материалов, осуществляет связь с каждым Молодежным Парламентом субъекта РФ, организует информационный обмен.

Стационарная часть консультативной группы собирает информацию, формирует первичную оценку потребностей молодежи, потребность в создании Молодежного Парламента, определяет потенциальное место Молодежного Парламента в системе ветвей власти, оптимальную форму Молодежного Парламента, проводит выездной установочный семинар. По итогам установочного семинара разрабатывается перспективный план развития Молодежного Парламента в регионе с указанием потенциальных возможностей и трудностей, которые следует преодолеть.

Взаимодействие стационарной и мобильной части консультативной группы состоит в том, чтобы на основе заявки от субъекта РФ подготовить набор тренингов, разработать программу развития Молодежного Парламента в данном субъекте РФ, затем организовать и провести установочный семинар в регионе. Все это способствует появлению, становлению и профессиональному росту всех членов Молодежного Парламента.

Инициатива первой консультативной группы принадлежит Молодежному Парламенту Новосибирской области. Она была поддержана Департаментом по молодежной политике Министерства образования РФ, Комитетом по делам молодежи администрации Новосибирской области. 1

Ассоциация детских и молодежных общественных объединений Рязанской области «Молодежный Совет» получила статус опорно-экспериментальной площадки по развитию молодежного парламентского движения в РФ. Это позволило организаторам создать условия для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране.

По итогам конкурса федеральной целевой программы «Молодежь России 2001-2005 гг.» в 2004 году опорно-экспериментальными площадками стали Калининградская, Рязанская и Новосибирская области.

С целью развития общественной составляющей государственной молодежной политики, эффективного вовлечения молодежи в ее реализацию, формирования активной гражданской позиции молодого человека, его социальной зрелости в феврале 2003 года состоялся выездной Совет Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального собрания РФ в Самаре. На заседаниях Совета Общественной Молодежной Палаты были рассмотрены такие вопросы: О положении молодежи в России; О законопроекте по государственной поддержке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; О концепции проекта Федерального закона «О молодежи»; О концепции работы комиссии Общественной Молодежной Палаты; О подготовке к заседанию Общественной Молодежной Палаты и о законопроектах, внесенных на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и подлежащих общественной молодежной экспертизе.

Совет Общественной Молодежной Палаты принял участие в общефедеральном видеомарафоне по проблемам правовой защиты детей. По результатам каждого заседания совета Общественной Молодежной Палаты были подготовлены и направлены пресс-релизы в адрес местных и федеральных СМИ.

В практику деятельности Общественной Молодежной Палаты были введены выездные заседания для активизации молодежного парламентского движения в регионах страны. Заслугой Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального собрания РФ стала организация Всероссийских семинаров по основным направлениям Государственной молодежной политики. Такая практика дала импульс развитию молодежной политики в регионах, привлекла внимание к деятельности Общественной Молодежной Палаты и к реализации региональной молодежной политики.

Молодежный парламент: нужен! или нужен?

Зачем нужен Молодежный Парламент? Этот вопрос звучит особенно часто накануне выборов его депутатов. Однако, ответ лежит на поверхности.

Сегодня среди молодых людей немало тех, кто уверен, что власти нет, а достучаться до «верхов» невозможно. Однако сегодня у молодежи появилась возможность изменить ситуацию в лучшую сторону, потому что созданы Молодежные Парламенты разных уровней. В эти парламенты не назначаются по приказу, в них избираются люди от 14 до 35 лет путем голосования.

Главная задача Молодежного Парламента любого уровня – повышение качества жизни молодого поколения. Несмотря на отсутствие полномочий по внесению законодательных инициатив , депутаты молодежных парламентов должны быть (хотелось бы сказать – являются) посредниками между своим поколением и институтами государственной власти, а потому им необходимо понимать проблемы своего поколения, вырабатывать в процессе обсуждения эффективные решения и доносить их до представительной и исполнительной власти.

Такие обязательства несет и Молодежный Парламент Свердловской области , который был создан по инициативе молодежи, Избирательной комиссии Свердловской области, членов Общественной молодежной палаты при Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области, а также представителей молодежных парламентских структур в муниципальных образованиях .

- Молодежные Парламенты – это стартовая площадка для подготовки молодежи к полноценному участию в политических процессах, - подчеркнул Валерий Чайников, председатель Избирательной комиссии Свердловской области. – И все, чему молодой парламентарий научится сам, должен донести до сверстников. В молодежной среде более свободная и открытая коммуникация, свободная от бюрократизма и прочих формальностей. Я абсолютно убежден в том, что депутат молодежного парламента может выстроить конструктивный диалог со своим сверстником, так как будет говорить с ним на понятном им обоим языке. Это, безусловно, будет способствовать решению актуальных проблем .

Выборы депутатов Молодежного Парламента второго созыва состоялись 6 декабря 2013 года. По итогам голосования было избрано 50 человек в возрасте от 14 до 30 лет в 26 муниципальных образованиях. Срок полномочий – 2 года. 25 депутатов избирались по 23 мажоритарным округам на территории Свердловской области, остальные 25 – по единым избирательным округам в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле по спискам политических партий и общественных объединений . Подобные выборы можно назвать уникальными не только для Свердловской области и Уральского Федерального округа, но и для России в целом, потому что единицы парламентских структур в Субъектах страны были избраны подобным способом.

По данным Избирательной комиссии Свердловской области, на сегодняшний день более 1/3 депутатов прошлого созыва продолжают работу в политической среде, и, на наш взгляд, это очень высокий показатель.

Жизнь, а точнее служба Парламента второго созыва наполнена работой. В апреле 2014 года депутатами Молодежного Парламента была инициирована кампания за запрет розничной продажи на территории Свердловской области слабоалкогольных тонизирующих напитков. Было собрано более 5000 подписей практически со всех избирательных округов Свердловской области. Были проведены массовые публичные мероприятия в Каменск-Уральском, Нижнем Тагиле и Екатеринбурге. Подписи вместе с сопровождающим письмом были переданы Губернатору Свердловской области и доведены до Министерства агропромышленного комплекс а. Кроме того, разработанный проект закона «О запрете продажи слабоалкогольных алкоэнергетиков на территории Свердловской области» передан в комитет по аграрной политике, природоиспользованию и охране окружающей среды Законодательного собрания Свердловской области. К сожалению, по состоянию на 20 марта 2015 года данный проект закона депутатами рассмотрен не был. Ребята подтверждают: пока наладить результативное взаимодействие с высшими органами не удалось, но работа в данном направлении идет. Члены Молодежного Парламента уверены: к их мнению должны прислушиваться, ведь они знаю, что волнует сегодняшнюю молодежь и быстро находят пути в устранению проблем.

На протяжении всего года депутаты активно принимали участие в круглых столах и на тематических площадках различных форумов Свердловской области и Уральского федерального округа , а том числе «Селигер», «Урал – территория развития», «Форум молодых парламентариев Пермского края», «Второй всероссийский форум работающей молодежи», «Я – Лидер», форум молодежи «ТАВРИДА» в Республике Крым, занимались организацией и проведением Форума «Евразия – 2014» и др. Список посещенных и организованных мероприятий действительно велик, но цель молодых депутатов – не засветиться, а как минимум привлечь как можно большее число молодежи к деятельности парламента и к решению возникающих вопросов. С этой же целью, а также с надеждой на то, что власти прислушаются к мнению подрастающего поколения, депутатами Молодежного Парламента Свердловской области было организовано и проведено ток-шоу «Сила Слова» на тему «Семья: вчера, сегодня, завтра», запущен проект «10 проблем молодежи муниципалитетов Свердловской области» и многое другое.

В рамках Молодежного Парламента действуют несколько Комитетов:

· Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике, члены которого на протяжении 2014 года проводили мониторинг оплаты за проживание и мониторинг жилищно-бытовых условий в студенческих общежитиях г. Екатеринбурга. Результаты работы переданы Губернатору Свердловской области, Совету ректоров Свердловской области, Комитету Социальной политики Законодательного собрания. Кроме того, для содействия в решении возникающих по данной тематике вопросов был создан студенческий совет общежитий ВУЗов при Свердловской Ассоциации профсоюзных организаций студентов ВУЗов.

· Комитет по аграрной политике, природоиспользованию и охране окружающей среды, члены которого по итогам участия в круглом столе, посвященном обеспечению продовольственной безопасности региона в сфере оборота продовольственного зерна и продуктов его переработки, выработали ряд рекомендации Законодательному собранию Свердловской области и региональному Правительству.

· Комитет по региональной политике и развитию местного самоуправления. Члены Комитета совместно с профильным комитетом Законодательного собрания Свердловской области провели работу по мониторингу состояния молодежного парламентаризма и общего развития системы молодежного самоуправления в Свердловской области. По итогам мониторинга был составлен реестр 48 органов молодежного самоуправления муниципальных образований области и календарь выборов (конкурсных отборов) в их составы. В процессе работы был налажен прямой контакт с руководством ряда муниципальных образований, достигнута договоренность о создании новых молодежных палат (Нижний Тагил, Сосьва, Гари, Белоярский), а в последствии была сформирована Общественная молодежная палата Гаринского городского округа и инициировано выдвижение кандидатов в первый созыв Молодежной палаты Сосьвинского городского округа. Кроме того, Комитет содействовал реформированию системы выборов в возобновлению работы Молодежной общественной палаты при Екатеринбургской городской Думе.

· Комитет по промышленной, инновационной политике и предпринимательству, члены которого в настоящее время разрабатывают проект соглашения об информационном сотрудничестве в области охраны труда с Федерацией профсоюзов Свердловской области, а также справочник для начинающего предпринимателя. В ближайшее время Комитет планирует выведение на рассмотрение Законодательным собранием Свердловской области проекта закона «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи безалкогольных и алкогольных тонизирующих напитков на территории Свердловской области».

· Члены социального комитета за год провели свыше 30 субботников по всей области, организовали более 79 различных мероприятий и благотворительных акций (конкурс рисунков, игры, приуроченные к праздникам, сбор канцелярских товаров для детских домов…). Стратегической задачей члены Комитета считают создание молодежной организации «Свердловский областной союз советов старшеклассников» и Областной профсоюзной организации для студентов ССУЗов.

· Члены Комитета по вопросам законодательства и общественной безопасности рассматривали нормативно-правовые акты Свердловской области, в которых затрагиваются вопросы молодежной политики, изучали Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». В настоящее время готовится ряд предложений по реализации этого закона на территории Свердловской области.

· Члены Комитета по бюджету, финансам и налогам провели анализ трудоустройства молодых специалистов на предприятия г. Нижний Тагил и Нижняя Салда, продолжают работу по анализу заявок крупных промышленных предприятий и коммерческих организаций области на подготовку специалистов и составлению актуальной базы вакансий для молодых специалистов. Разрабатывается единая информационная база с указанием программ, грандов для участия молодежи.

Указанные проекты – лишь малая часть работы Комитетов, которые действуют как совместно, так и по отдельности, реализуя множество программ.

В результате работы Молодежных Парламентов каждый представитель молодого поколения должен стать полноценным политическим субъектом, способным влиять на политические процессы и заставить государство работать в своих интересах. Если данная цель будет достигнута, то Россия выйдет на новый уровень развития и каждый будет гордиться своей страной.

- Кроме этого, основной задачей, которая стоит перед депутатами третьего созыва мы считаем организацию участия молодежи Свердловской области в избирательной кампании 2016 года, повышение явки среди молодежи на избирательные участки Свердловской области, участие молодежи в качестве кандидатов в депутаты различного уровня.- отметил Евгений Стругов, председатель Молодежного Парламента Свердловской области.

Всего в России сформировано 1134 молодежных парламентов на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Молодежные парламенты, образованные при региональных законодательных органах власти созданы во всех субъектах РФ, за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

На федеральном уровне действует две структуры молодежного парламента. Молодежный парламент при Государственной Думе был образован в 2001 году и формируется из представителей региональных молодежных парламентов, которые избраны на заседаниях региональных молодежных парламентов большинством голосов. Почетным Председателем Молодежного парламента является Председатель Государственной Думы, а куратором -- председатель комитета по молодежной политики. Палата молодых законодателей при Совете Федерации формируется из молодых депутатов региональных законодательных органов власти, возраст которых не достигает 35 лет, и представителей региональных исполнительных органов власти, возраст которых также не достигает 35 лет. Всего в Палату молодых законодателей при Совете Федерации входят 2 кандидата от каждого региона, которые утверждаются региональными законодательными и исполнительными органами власти.

Не в каждом регионе есть муниципальные парламенты. В Чукотском автономном округе, Архангельской, Калиниградской, Мурманской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Астраханской областях, в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, в республиках Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Адыгея, а также в Чеченской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках не созданы муниципальные молодежные парламенты. Во всех остальных регионах создана сеть муниципальных молодежных парламентов. В данном случае под сетью парламентов понимается, что в данном регионе больше, чем в одном муниципальном образовании создан муниципальный молодежный парламент. В таких регионах как Костромская, Орловская, Курская, Владимирская, Тюменская, Сахалинская области, процесс выстраивания сети только начался, так же как в Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Татарстан. молодежный парламент политика

Членами парламентов являются 6151 молодых людей.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность и механизм формирования молодежных парламентов являются, во-первых, постановления региональных законодательных органов власти об учреждении молодежных парламентов, во-вторых, положение о парламентах, в-третьих, регламенты работы парламентов. Наиболее важные для данного исследования -- положения о парламентах, так как именно на основании статей о механизме формирования, полномочиях, целях и задачах работы молодежных парламентов проводится анализ их деятельности.

Основными задачами или функциями, которые в разных региональных положениях формулируется по-разному, молодежного парламента являются:

· участие в формировании и реализации государственной молодежной политики в отдельно взятом регионе. Важно отметить, что закон о государственной молодежной политике на федеральном уровне так и не принят, в отличие от регионального уровня;

· участие в разработке региональных нормативных правовых актов, в том числе по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи;

· приобщение молодых граждан к участию в парламентской и иной общественной деятельности;

· формирование правовой и политической культуры молодого поколения, поддержка созидательной и гражданской активности молодежи;

· обеспечение взаимодействия молодежи, молодежных общественных объединений с государственными органами власти региона и органами местного самоуправления.

Для данного исследования данные задачи или функции обозначают следующее: каждая задача предполагает наличие определенных механизмов и действий, с помощью которых она должна быть решена. В свою очередь механизмы и действия являются формой участия молодежи в политическом процессе, то есть деятельностью, целью которой является аккумуляция и агрегация интересов и запросов молодежи как социальной группы.

На федеральном уровне не принят закон о молодежном парламенте, поэтому в разных регионах молодежные парламенты функционируют в рамках разных моделей, то есть имеют разный набор механизмов для решения задач. Механизмы отличаются друг от друга по следующим критериям:

1 - молодежный парламент обладает правом законодательной инициативы;

2 - молодежный парламент обладает только базовым набором функций;

Базовый набор функций подразумевает следующие полномочия молодежного парламента:

· мониторинг основных проблем молодежи в регионе, о наиболее актуальных проблемах молодежи молодежный парламент сообщает региональному законодательному собранию;

· рассмотрение проектов нормативных правовых актов в сфере молодежной политики;

· внесение предложений о разработке и принятии проектов нормативных правовых актов, направленных на развитие государственной молодежной политики области;

· взаимодействие с Общественной молодежной палатой при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Молодежной парламентской ассамблеей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, молодежными парламентами субъектов Российской Федерации.

3 - молодежный парламент обладает правом на обязательное рассмотрение решений парламента на заседаниях регионального законодательного парламента;

4 - молодежный парламент обладает правом законодательной инициативы и на обязательное рассмотрение решений парламента на заседаниях регионального законодательного парламента;

5 - нет положения о молодежном парламенте, поэтому нельзя понять, какие функции есть у молодежного парламента.

В республиках Марий-Эл, Мордовия, Коми, Карачеево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Алтай, а также Магаданской и Рязанской областях и Чукотском автономном округе не принято положений о работе региональных молодежных парламентов, поэтому проанализировать их функции невозможно. Однако тот факт, что положения не приняты говорит о том, что деятельность данного органа ничем не регламентирована и по факту можно сказать, что это просто, так называемый «кружок по интересам».

Правом законодательной инициативы обладают только молодежные парламенты в следующих регионах: Нижегородская, Саратовская, Калининградская, Кемеровская Тверская и Астраханская области, в Республике Татарстан и Красноярском крае. Право законодательной инициативы делает молодежный парламент субъектом политического процесса. Молодежный парламент в таком случае может не только обсуждать проблемы, но и предлагать конкретные решения в форме законодательной инициативы. Так молодежный парламент может агрегировать интересы молодежи как социальной группы. Однако ни в одном из данных регионов молодежный парламент данным правом ни разу не воспользовался. Таким образом, можно сделать вывод, что молодежный парламент не заинтересован в участие в политическом процессе.

Молодежный парламент обладает правом на обязательное рассмотрение решений парламента на заседаниях регионального законодательного парламента в республиках Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия, Бурятия, Тыва, Адыгея и Калмыкия, а также в Амурской, Кировской, Ульяновской, Псковской, Иркутской, Томской, Челябинской, Воронежской, Липецкой, Смоленской, Тамбовской и Тульской областях, а также в Пермской, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях и Ямало-Ненецком автономном округе. Данное право позволяет молодежному парламенту участвовать в выработке политического курса, так как предоставляет право выступать парламентариям на заседаниях региональных законодательных собраний и убеждать в необходимости принятого решения. Но есть и другая сторона, не все решения, принятые молодежным парламентом могут быть поддержаны законодательным органом субъекта. Более того, некоторые решения молодежного парламента могут быть отменены законодательным собранием региона.

Молодежный парламент обладает правом законодательной инициативы и на обязательное рассмотрение решений парламента на заседаниях регионального законодательного парламента в Самарской, Ивановской, Московской и Владимирской областях, а также в Чеченской республике. Молодежный парламент в таком случае может не только обсуждать проблемы и предлагать конкретные решения в форме законодательной инициативы, но также участвовать в выработке политического курса. Однако ни в одном из данных регионов молодежный парламент данным правом ни разу не воспользовался. Таким образом, можно сделать вывод, что молодежный парламент не заинтересован в участие в политическом процессе.

Большинство региональных молодежных парламентов имеет только базовый набор полномочий, свойственных всем региональным молодежным парламентам, деятельность которых регламентирована положениями. К региональным молодежным парламентам, имеющим только базовые полномочия относятся Еврейская автономная область, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалинская, Оренбургская, Пензенская, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Ростовская, Волгоградская, Ярославская, Орловская, Курская, Костромская, Калужская, Брянская, Тюменская, Свердловская, Курганская, Новосибирская области, а также республики Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Якутия, Хакасия, Карелия и Забайкальский, Ставропольский, Алтайский края.

В данном исследовании также приведены статистические данные, которые показывают количество проектов, предложенных каждым региональным молодежным парламентом, а также количество активностей. Количество активностей - это показатель публикаций молодежных парламентов, которые они присылали на сайт парламентского движения в России. В данный показатель входят принятые парламентами решения, проведение акций и мероприятий, проведение заседаний, участие парламента в съездах и форумах.

За все время существования молодежных парламентов в разных регионах в сумме ими было разработано 1422 проекта разного уровня и по разным направлениям деятельности. Под проектом в данном контексте понимаются все виды деятельности, которые в итоговых отчетах парламентов (находятся в открытых источниках, на сайтах либо самих молодежных парламентов, либо на сайтах законодательных собраний) фиксируются словом «проект», однако есть молодежные парламенты, которые не делают итоговых отчетов, поэтому разделить проекты и активности на основе данных в социальных сетях практически невозможно, поэтому в данной графе у этих регионов стоит 0. К таким регионам относятся Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Республика Татарстан, Самарская область, Чувашская республика, Архангельская область, Мурманская область, Псковская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Забайкальский край, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Астраханская области, а также Республика Адыгея и Республика Калмыкия.