Географические открытия в первой половине 19 века. Русские путешественники XIX века. Закрепление учебного материала

Без русских первооткрывателей карта мира была бы совсем другой. Наши соотечественники — путешественники и мореплаватели — совершили открытия, обогатившие мировую науку. О восьми самых заметных — в нашем материале.

Первая антарктическая экспедиция Беллинсгаузена

В 1819 году мореплаватель, капитан 2-го ранга, Фаддей Беллинсгаузен возглавил первую кругосветную антарктическую экспедицию. Целью плавания было исследование вод Тихого, Атлантического и Индийского океанов, а также доказательство или опровержение существования шестого материка — Антарктиды. Снарядив два шлюпа — «Мирный» и «Восток» (под командованием Михаила Лазарева), отряд Беллинсгаузена вышел в море .

Экспедиция длилась 751 день и вписала множество ярких страниц в историю географических открытий. Главное из них — открытие Антарктиды — было сделано 28 января 1820 года.

Кстати, попытки открыть белый материк предпринимались и ранее, но не принесли желаемого успеха: не хватало немного удачи, а, может, русского упорства.

Так, мореплаватель Джеймс Кук, подводя итоги своего второго кругосветного плавания, писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».

За время антарктической экспедиции Беллинсгаузена было открыто и нанесено на карту более 20 островов, сделаны зарисовки видов Антарктики и обитающих на ней животных, а сам мореплаватель вошел в историю, как великий первооткрыватель.

«Имя Беллинсгаузена можно прямо поставить на ряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи», — писал немецкий географ Август Петерман.

Открытия Семенова Тянь-Шанского

Центральная Азия в начале XIX века была одной из наименее изученных областей земного шара. Неоспоримый вклад в исследование «неведомой земли» — так называли Центральную Азию географы — внес Петр Семенов.

В 1856 году сбылась главная мечта исследователя — он отправился с экспедицией на Тянь-Шань.

«Работы мои по азиатской географии привели меня к обстоятельному знакомству со всем тем, что было известно о внутренней Азии. Манил меня в особенности к себе самый центральный из азиатских горных хребтов — Тянь-Шань, на которые еще не ступала нога европейского путешественника и которой был известен только по скудным китайским источникам».

Исследование Семенова в Центральной Азии длилось два года. За это время на карту нанесли истоки рек Чу, Сырдарьи и Сары-Джаз, вершины Хан-Тенгри и другие.

Путешественник установил расположение хребтов Тянь-Шаня, высоту снежной линии в этом районе и открыл громадные тянь-шанские ледники.

В 1906 году указом императора за заслуги первооткрывателя к его фамилии стали добавлять приставку — Тянь-Шанский .


Азия Пржевальского

В 70-80-х гг. XIX века Николай Пржевальский возглавил четыре экспедиции в Центральную Азию. Эта малоизученная область всегда привлекала исследователя, и путешествие в Центральную Азию было его давней мечтой.

За годы исследований были изучены горные системы Кунь-Луня , хребтов Северного Тибета, истоков Хуанхэ и Янцзы, бассейнов Куку-нора и Лоб-нора .

Пржевальский был вторым человеком после Марко Поло, добравшимся до озера-болота Лоб-нора !

Кроме того, путешественник открыл десятки видов растений и животных, которые названы его именем.

«Счастливая судьба дала возможность совершить посильное исследование наименее известных и наиболее недоступных стран внутренней Азии», — писал в своем дневнике Николай Пржевальский.

Кругосветка Крузенштерна

Имена Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского стали известны после первой русской кругосветной экспедиции.

За три года, с 1803 по 1806 гг. — именно столько длилась первая кругосветка — корабли «Надежда» и «Нева», пройдя через Атлантический океан, обогнули мыс Горн, а затем водами Тихого океана добрались до Камчатки, Курильских островов и Сахалина. Экспедиция уточнила карту Тихого океана, собрали сведения о природе и жителях Камчатки и Курил.

Во время плавания русские моряки впервые пересекли экватор. Отпраздновали это событие, согласно традиции, с участием Нептуна.

Матрос, одетый в повелителя морей, спросил у Крузенштерна, для чего он прибыл сюда со своими кораблями, ведь ранее российский флаг в этих местах не видели. На что командующий экспедицией ответил: «Для славы науки и отечества нашего!».

Экспедиция Невельского

Одним из выдающихся мореплавателей XIX века по праву считается адмирал Геннадий Невельской. В 1849 г. на транспортном судне «Байкал» он отправляется в экспедицию на Дальний Восток.

Амурская экспедиция продолжалась до 1855 года, за это время Невельской сделал несколько крупнейших открытия в районе нижнего течения Амура и северных берегов Японского моря, присоединил к России огромные пространства Приамурья и Приморья.

Благодаря мореплавателю стало известно, что Сахалин — остров, который отделяется судоходным Татарским проливом, а устье Амура доступно для входа судов с моря.

В 1850 г. отрядом Невельского был основан Николаевский пост, который сегодня известен как Николаевск-на-Амуре .

«Сделанные Невельским открытия неоценимы для России, — писал граф Николай Муравьев-Амурский , — множество предшествовавших экспедиций в эти края могли достигнуть европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы, по крайней мере в той степени, как исполнил это Невельской».

Север Вилькицкого

Целью гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910—1915 гг. было освоение Северного морского пути. По воле случая обязанности руководителя плавания принял капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» вышли в море.

Вилькицкий продвигался северной акваторией с востока на запад, и за время плавания сумел составить подлинное описание северного побережья Восточной Сибири и многих островов, получил важнейшие сведения о течениях и климате, а также стал первым, кто совершил сквозное плавание из Владивостока в Архангелск.

Участники экспедиции открыли Землю Императора Николая II, известную сегодня как Новая Земля — это открытие считают последним из значительных на земном шаре.

Кроме того, благодаря Вилькицкому на карту нанесли острова Малый Таймыр, Старокадомского и Жохова.

По окончании экспедиции началась Первая мировая война. Путешественник Руаль Амундсен, узнав об успехах плавания Вилькицкого, не удержался от восклицания в его адрес:

«В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь мир!»


Камчатская кампания Беринга и Чирикова

Вторая четверть XVIII века была богата на географические открытия. Все они были сделаны в ходе Первой и Второй Камчатских экспедиций, которые увековечили имена Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

В ходе Первой Камчатской кампании Беринг — руководитель экспедиции и его помощник Чириков исследовали и нанесли на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-восточной Азии. Открыли два полуострова — Камчатский и Озерный, Камчатский залив, Карагинский залив, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия, а также пролив, который сегодня носит имя Витуса Беринга.

Соратники — Беринг и Чириков — также возглавили Вторую Камчатскую экспедицию. Целью кампании было найти путь к Северной Америке и исследовать острова Тихого океана.

В Авачинской бухте участники экспедиции заложили Петропавловский острог — в честь кораблей плавания «Святой Петр» и «Святой Павел» — который позже переименовали в Петропавловск-Камчатский.

Когда корабли вышли в плавание к берегам Америки, по воле злого рока, Беринг и Чириков стали действовать поодиночке — из-за тумана их судна потеряли друг друга.

«Святой Петр» под началом Беринга достиг западного побережья Америки.

А на обратном пути участников экспедиции, на чью долю выпало немало трудностей, штормом выбросило на небольшой остров. Здесь и закончилась жизнь Витуса Беринга, а остров, на котором остановились зимовать участники экспедиции, назвали в честь Беринга.
«Святой Павел» Чирикова также достиг берегов Америки, однако для него плавание закончилось более благополучно — на обратном пути он открыл ряд островов Алеутской гряды и благополучно вернулся в Петропавловский острог.

«Неясачные землицы» Ивана Москвитина

О жизни Ивана Москвитина мало что известно, однако этот человек все-таки вошел в историю, и причиной тому открытые им новые земли.

В 1639 году Москвитин, возглавив отряд казаков, отправился в плавание на Дальний Восток. Основной целью путешественников было «отыскание новых неясачных землиц», сбор пушнины и рыбы. Казаки преодолели реки Алдан, Маю и Юдому, открыли хребет Джугджур, отделяющий реки бассейна Лены от рек, впадающих в море, и по реке Улье вышли в «Ламское», или Охотское море. Исследовав побережье, казаки открыли Тауйскую губу и вошли в Сахалинский залив, обогнув Шантарские острова.

Один из казаков сообщил, что реки в открытых землях «собольные, зверя всякого много, и рыбные, а рыба большая, в Сибири такой нет… столько-де ее множество — только невод запустить и с рыбою никак не выволочь…».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Культурология

На тему: « Развитие географической науки в России XIX века»

Введение

1. География в России в первой половине 19 века

Заключение

География -- одна из главных фундаментальных наук. Она изучает основные закономерности формирования земной природы, вместе с историей дает возможность отдельному человеку и человечеству в целом познать, где и когда мы существуем, в каких естественных условиях живем и какими природными ресурсами располагаем для своей жизнедеятельности. Подобные знания имеют большое значение не только для природно-исторического анализа различных территорий и стран, но и для оценки их современного состояния, а также для прогнозирования дальнейшего развития.

В ходе своего длительного исторического развития география прошла целый ряд важных этапов, каждый из которых нашел свое отражение в определенных чертах современной географической науки. В то же время география неизменно сохраняет свои главные аналитические особенности -- территориальность, комплексность, синергизм, а также глобальность, которые присущи этой науке с самых ранних этапов познания человеком земной природы, т. е. той географической оболочки Земли, которая является уникальной частью известного нам космоса, где существует жизнь и где возникло и развивается человечество, активно использующее ресурсы этой оболочки для своего существования (Григорьев, 1932).

1. География в России в первой половине 19 века.

Географическая мысль в первой половине XIX в. развивалась в основном в направлениях, заложенных в предшествовавшем веке. «Физическая география рождалась в чреве естествознания, а экономическая, еще не отпочковавшись от статистики и часто отождествляемая с нею, формировалась в лоне гуманитарных наук. Статистические описания в основном носили формальный характер; также строилось преподавание географии и статистики в университетах» (Есаков, 1976). Вместе с тем продолжались традиции комплексных описаний, включавших состояние компонентов природы, состав и деятельность населения, населенных пунктов и транспортных коммуникаций. К такому типу работ относятся почти все описания путешествий. Комплексный географический подход использовался также в опытах по географическому районированию. Фактом, однако, является выделение природоведческих и социально-экономических исследований.

В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения и началось открытие новых университетов. В 1802 г. основан Дерптский университет, в 1803 г. - Харьковский и Виленский, в 1804 г. - Казанский и Петербургский пединститут как зародыш университета, открытого только в 1819 г., с кафедрами, объединяющими историю, статистику и географию.

2. География в России во второй половине 19 века

В отечественной географической науке в той или иной степени обсуждались все те же проблемы, которые были в сфере внимания в зарубежных странах. Но это не было полным следованием зарубежным образцам теоретической мысли и научной полемики. Помимо методических заимствований, формировались заметные черты своеобразия, связанные с собственным опытом развития науки, отличительными особенностями природной и социально-экономической среды деятельности и менталитетом ученых. В российском обществе с завидной последовательностью рассматривались вопросы развития природных и социально-экономических процессов, проблемы взаимодействия и взаимозависимости между природными угодьями и обитателями, вопросы оптимизации природно-хозяйственных комплексов, разрабатывались фундаментальные проблемы роли географической науки в природоведении и природопользовании. И тому есть многочисленные примеры.

С резкой критикой выводов Т. Мальтуса о грядущих неприятностях растущего населения и непропорционально этому медленного прироста продуктов питания выступал талантливый мыслитель, рано ушедший из жизни, Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). В «Очерках из истории труда» он писал: «Земля и ее производительные силы представляются Мальтусу сундуком, наполненным деньгами... В человеческом труде он... видит механическое приложение мускульной силы и совершенно забывает деятельность мозга, постоянно одерживающую победу над физической природою и постоянно открывающую в ней новые свойства» С пониманием роли производительной деятельности людей в преобразовании природы выступал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889): «Только неутомимое трудолюбие человека может сообщить природе новую, высшую красоту взамен дикой, первобытной красоты, неудержимо исчезающей под его ногами... Где является человек, там природа должна воссоздаваться трудом человека. Народ вносит запустение и одичалость в свою страну, если не вносит в нее культуру». Высокая культура труда может быть противопоставлена разрушительному влиянию необдуманной хозяйственной деятельности. Теперь в этом случае мы говорим об экологическом императиве, то есть о приоритете сохранения экологической обстановки.

На экологических позициях стояли многие наши соотечественники. О взаимодействии сил живой и неживой природы писал А.Т. Болотов еще в XVIII в. Экологом по сути своих представлений был К.Ф. Рулье. В 1845 г. им была опубликована статья «О влиянии наружных условий на жизнь животных», в которой утверждалось, что организмы находятся не только под воздействием природных факторов, но испытывают влияние других животных и растений, а также человека. Под влиянием идей Рулье формировались научные взгляды Н.А. Северцова. Как подчеркивал Ю.Г. Саушкин, «никто из ученых прошлого века так органично не соединил географические и биологические идеи, как это сделал Северцов». В 1855 г. им была издана книга «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» с обоснованием влияния среды обитания на жизнь животных. Северцов принял идеи Дарвина о видообразовании, но отмечал игнорирование Дарвином большого влияния внешних условий как недостаток этого учения. Об этом Северцов говорил Дарвину при личной их встрече в Лондоне в 1875 г. Не исключено, что, основываясь на этих беседах, уже через год Дарвин признавал: «По моему мнению, величайшая ошибка, которую я допустил, заключается в том, что я придавал слишком мало значения прямому влиянию окружающей среды, то есть пищи, климата и т. п., независимо от естественного отбора».

Большое влияние на развитие географической мысли имели труды К.М. Бэра, исповедывавшего комплексные подходы при изучении природных объектов, в том числе и живых организмов. В.И. Вернадский говорил: «В Петербурге николаевского времени жил великий естествоиспытатель и великий мудрец. Это исторический факт огромного значения в создании нашей культуры, хотя немногие современники его сознавали». Коллега Бэра по академии, А.В. Никитенко, в 1866 г. записал в дневнике: «Превосходный ученый, прекрасный человек, юный старик. В нем есть философия, поэзия, жизнь». На русской почве получила развитие плеяда крупных ученых, авторитетных в мировом ученом сообществе. В отечественной науке развивались как комплексные географические направления, так и узкоспециализированные исследования, в большинстве случаев, однако, с использованием комплексных географических приемов анализа исходного материала и синтеза получаемых результатов. Географы, современники Бэра, с недоверием относились к ускоренной дифференциации естествознания. Рядом теоретиков этот процесс воспринимался как кризис географии.

Существенный вклад в претворение идей развития на примере природных и природно-социальных систем внесли русские ученые П.А. Кропоткин и Л.И. Мечников, духовно близкие знаменитому французскому географу, Элизе Реклю.

3. Географические открытия в России 19 века

В 1803 г. по указанию Александра I была предпринята экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии наук Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Это был один из крупнейших мореплавателей и ученых-географов века. В ходе экспедиции были впервые нанесены на карту более тысячи километров берегов о. Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о территориях, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были доложены в Академии наук. Они были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного вначале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества и воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852). Он был участником первой русской кругосветной экспедиции, а после ее возвращения командовал фрегатом «Минерва» на Черном море. В 1819-1821 гг. ему было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (которым командовал он) и «Мирный» (командиром был назначен Михаил Петрович Лазарев). Проект экспедиции был составлен Крузенштерном. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время никому Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов в архипелаге Туамоту, названная островами Россиян. Каждый из них получил имя известного военного или морского деятеля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова и др). После новой стоянки в Сиднее экспедиция вновь двинулась к Антарктиде, где были открыты о. Петра I и берег Александра I. В июле 1821 г. она возвратилась в Кронштадт. За 751 день плавания русские корабли прошли путь протяженностью около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, были также привезены ценные этнографические и биологические коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента. Позже оба руководителя экспедиции героически проявили себя на военной службе Отечеству. А М. П. Лазарев после разгрома турок при Наваринском сражении (1827) был назначен главным командиром Черноморского флота и русских портов на Черноморском побережье.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины века стал Геннадий Иванович Невельской (1813-1876). Имея еще с XVIII в. обширные владения на Дальнем Востоке, Россия так и не преуспела в их освоении. Не были известны даже точные пределы восточных владений страны. Тем временем внимание к Камчатке и другим русским территориям стала проявлять Англия. Это заставило Николая I по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева (Амурского) снарядить в 1848 г. специальную экспедицию на восток. Во главе ее был поставлен капитан Невельской. В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский Пост (Николаевск-на-Амуре). экспедиция география россия

Заключение

Современная географическая наука играет важную роль в решении задач развития страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.

Но нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей, и ее влиянии на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Таким образом, решение этих задач требует всестороннего, комплексного изучения территории страны в целом и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения их природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Трудности становления географии как науки, наиболее общие черты развития географии от античных времен и до наших дней. Географические идеи древнего мира, взгляды ученых античности. Великие географические открытия, развитие картографических исследований.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    История развития и становления географии как науки. Географические идеи древнего мира, античности и средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих экспедиций. История русской картографии, вклад ученых в развитие теоретической географии.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    История географии как науки. Задачи современной географии. Географические идеи древнего мира, средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих открытий. История русской картографии, вклад русских ученых в развитие теоретической географии.

    реферат , добавлен 11.11.2009

    Великие географические открытия европейских путешественников середины XV – середины XVII веков. Экспедиции Христофора Колумба, маршруты важнейших путешествий первопроходцев. Судьба открытий Колумба, история открытия Америки. Европейцы в Новом Свете.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Этапы развития научной географии. Теоретические географические открытия. Роль эволюционного учения в развитии научной географии. Экономическая география и районирование. Научные географические школы. Развитие теоретических основ научной географии.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Изучение особенностей географической оболочки, как материальной системы: ее границы, строение и качественные отличия от других земных оболочек. Круговорот вещества и энергии в географической оболочке. Система таксономических единиц в физической географии.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Экономико-географическая характеристика районов добычи нефти России. Задачи перспективного развития отрасли, влияние кризиса. Распределение нефтепереработки по экономическим районам России.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    История развития картографии в России в XIX в. Развитие картографии в мировом контексте. Виды карт России и их особенности. Картограф И.А. Стрельбицкий. "Специальная карта Европейской России", проблема ее точности и применение в изучении истории России.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Современное состояние географической оболочки как результат ее эволюции. Сущность геосистемы по В.Б. Сочаве. Общая характеристика комплекса физико-географической науки. Анализ развития основных представлений о системе и комплексе географической науки.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Краткий анализ источников, имеющихся в архивах России по истории Первой Камчатской экспедиции. Использование вахтенных журналов и картографических материалов первой половины XVIII в. для реконструкции плавания экспедиционных судов и открытий В.И. Беринга.

РУССКИЕ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ 19 ВЕК

Подготовил ученик 8 класса:

Баринов Алексей


19 ВЕК – ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ

  • 19 век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников – землепроходцев и путешественников 17 – 18 веков, они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила свою давнюю месту: ее корабли вышли в Мировой океан.

ЭКСПЕДИЦИЯ КРУЗЕНШТЕРНА И ЛИСЯНСКОГО

  • В 1803 г. Была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Длилась она 3 года. Были исследованы остров Сахалин, один из островов Гавайского архипелага. Были собраны данные об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

КРУЗЕНШТЕРН ИВАН ФЁДОРОВИЧ

  • Иван Фёдорович Крузенштерн, при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн (8 ноября 1770 - 12 августа 1846) - российский мореплаватель, адмирал. Происходил из остзейских дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

ЛИСЯНСКИЙ ЮРИЙ ФЁДОРОВИЧ

  • Юрий Фёдорович Лисянский (2 августа 1773, Нежин - 22 февраля 1837, Петербург) - российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга.

ЭКСПЕДИЦИЯ БЕЛЛИНСГАУЗЕНА И ЛАЗАРЕВ

  • Экспедиция 1819 – 1821 г. - Беллинсгаузен вместе с Лазаревым подошли к берегам Антарктиды. После стоянки в Австралии мореплаватели открыли новые острова в Тихом океане и назвали их островами Россиян.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН ФАДДЕЙ ФАДДЕЕВИЧ

  • Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен; 9 сентября 1778 - 13 января 1852, Кронштадт) - русский мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды. По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов.

ЛАЗАРЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

  • Михаил Петрович Лазарев (3 ноября 1788 года, Владимир - 11 апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) - русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

ЭКСПЕДИЦИЯ БАРАНОВА

  • А.А. Баранов изучил остров Кадьяк, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения. Закрепил за Россией побережье Северной Америки.

БАРАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

  • Александр Андреевич Баранов (3 февраля 1746, Каргополь - 16 апреля 1819, около острова Ява) - русский государственный деятель, предприниматель, первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке (1790-1818).

ЭКСПЕДИЦИЯ НЕВЕЛЬСКОГО И ПУТЯТИНА

  • Невельской Г. И в двух экспедициях открыл ряд новых территорий и войти в низовья Амура. Здесь основал новое поселение – Николаевский пост. Его путешествия доказали, что остров Сахалин является отдельным островом.
  • Путятин совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. Открыл острова Римского – Корсакова. Первый из русских, кому удалось побывать в закрытой Японии.

НЕВЕЛЬСКОЙ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ

  • Геннадий Иванович Невельской (23 ноября1813, Дракино, Костромской губернии - 17 апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.

ПУТЯТИН ЕВФИМИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

  • Граф Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин (8 ноября 1803, Петербург - 16 октября 1883, Париж) - русский адмирал, государственный деятель и дипломат. В 1855 году подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Первое русское кругосветное путешествие на кораблях «Нева» и «Надежда».

В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.

Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.

Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. Эти суда, "Надежда" и "Нева", Лисянский купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени.

Цена за покупку "Надежды" и "Невы" была собственно равна 17000 фунтов стерлингов, но за исправления их пришлось ещё доплатить 5 000 фунтов. Корабль "Надежда" насчитывал уже три года со дня своего спуска на воду, а "Нева" всего лишь пятнадцать месяцев. "Нева" имела водоизмещение в 350 тонн, а "Надежда" -- в 450 тонн.

В Англии Лисянский купил ряд секстантов, лель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтивгтона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона.

Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения долгот и широт и ориентировки корабля. Лисянский позаботился приобрести целую аптеку лекарств и противоцинготных средств, так как в те времена цинга была одним из наиболее опасных заболеваний во время длительных плаваний. В Англии было закуплено также снаряжение для экспедиции, в том числе удобная, прочная и соответствующая различным климатическим условиям одежда для команды. Имелся запасный комплект белья и платья. Для каждого из матросов были заказаны тюфяки, подушки, простыни и одеяла. Корабельная провизия была самая лучшая. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течение целых двух лет, точно так же, как и солонина, посол которой отечественной солью был произведён купцом Обломковым. Команда "Надежды" состояла из 58 человек, а "Невы" из 47. Они были отобраны из матросов-добровольцев, которых оказалось так много, что всех желающих участвовать в кругосветном путешествии могло бы хватить на комплектование нескольких экспедиций.

Следует отметить, что никто из членов команды не участвовал в дальних плаваниях, так как в те времена русские корабли не спускались южнее северного тропика. Задача, которая стояла перед офицерами и командой экспедиции, была нелёгкой. Они должны были пересечь два океана, обогнуть опасный мыс Горн, славившийся своими бурями, подняться до 60° с. ш., посетить ряд мало изученных берегов, где мореплавателей могли ожидать не нанесённые на карту и никем не описанные подводные камни и другие опасности. Но командование экспедиции было настолько уверено в силах её "офицерского и рядового состава", что отклонило предложение взять на борт нескольких иностранных матросов, знакомых с условиями дальних плаваний. Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели Тилезиус фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер. Горнер был швейцарец по происхождению. Он работал в известной в то время Зеебергской обсерватории, руководитель которой рекомендовал его графу Румянцеву. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств.

Художник и учёные находились вместе с русским посланником в Японии, Н.П. Резановым, и его свитой на борту большого корабля -- "Надежды". "Надеждой" командовал Крузенштерн. Лисянскому было поручено командование "Невой". Хотя командиром "Надежды" и начальником экспедиции по Морскому министерству числился Крузенштерн, но в инструкции, переданной Александром I русскому послу в Японии, Н. П. Резанову, он назывался главным начальником экспедиции. Это двойственное положение было причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между Резановым и Крузенштерном. Поэтому Крузенштерн неоднократно обращался с донесениями в Управление Российско-Американской компании, где писал, что он призван по высочайшему повелению командовать над экспедицией и что "оная вверена Резанову" без его ведения, на что он никогда бы не согласился, что должность его "не состоит только в том, чтобы смотреть за парусами", и т. д. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном обострились настолько, что среди экипажа "Надежды" произошёл бунт.

Русский посланник в Японии, после ряда неприятностей и оскорблений, принуждён был удалиться в свою каюту, из которой он не выходил уже до приезда в Петропавловск-на-Камчатке. Здесь Резанов обратился к генерал-майору Кошелеву, представителю местной административной власти. Против Крузенштерна было назначено следствие, которое приняло неблагоприятный для него характер. Учитывая положение, Крузенштерн публично извинился перед Резановым и просил Кошелева не давать следствию дальнейшего хода. Только благодаря любезности Резанова, который решил прекратить дело, Крузенштерн избежал крупных неприятностей, которые могли бы иметь роковое последствие для его карьеры.

Приведенный эпизод показывает, что дисциплина на корабле "Надежда", которым командовал Крузенштерн, была не на высоте, если такое высокое и облечённое особыми полномочиями лицо, как русский посланник в Японии, мог подвергнуться со стороны экипажа и самого капитана "Надежды" ряду оскорблений. Не случайно, вероятно, и то обстоятельство, что "Надежда" в течение своего плавания несколько раз находилась в весьма рискованном положении, в то время как "Нева" только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам. Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности.

Хотя первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, но затем у Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были разъединиться. "Надежде", согласно плану экспедиции, следовало идти на Камчатку, где она должна была оставить свой груз. Затем Крузенштерну следовало отправиться в Японию и доставить туда русского посла Н.П. Резанова со свитой. После этого "Надежда" должна была снова вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в Кантон для продажи. Путь "Невы", начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был идти "а северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка "Невы", а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей -- "Невы" и "Надежды". Из Кантона оба корабля должны были направиться в Россию мимо мыса Доброй Надежды. Этот план был осуществлён, хотя и с отступлениями, вызванными штормами, задолго разъединившими корабли, а также продолжительными остановками для необходимых починок и пополнения продовольствия.

Естествоиспытатели, присутствовавшие на кораблях, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции, производились наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра, систематические астрономические наблюдения для определения долгот и широт и установил координаты целого ряда посещённых экспедиций пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где имелись стоянки.

Если особые задания экспедиции в русских колониях были успешно выполнены, то этого нельзя сказать о той части планов экспедиции, которая была связана с организацией посольства в Японию. Посольство Н.П. Резанова не увенчалось успехом. Хотя он и был окружён вниманием и всевозможными знаками почёта и уважения по прибытии в Японию, но завязать торговые отношения с этой страной ему не удалось.

5 августа 1806 года "Нева" благополучно прибыла на Кронштадтский рейд. Грянули пушечные салюты "Невы" и ответные залпы Кронштадтской крепости. Таким образом, "Нева" пробыла в плавании три года и два месяца. 19 августа прибыла "Надежда", которая находилась в кругосветном плавании на четырнадцать дней дольше, чем "Нева".

Первое русское кругосветное плавание составило эпоху в истории русского флота и доставило мировой географической науке ряд новых сведений о малоисследованных странах. Целый ряд островов, которые были посещены Лисянским и Крузенштерном, были только незадолго перед тем открыты мореплавателями, и их природа, население, его обычаи, верования и хозяйство оставались почти совершенно неизвестными. Такими были Сандвичевы (Гавайские) острова, открытые в 1778 году Куком, менее чем за тридцать лет до их посещения русскими моряками. Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в её естественном состоянии, еще не изменённую соприкосновением с европейцами. Мало были изучены и Маркизские и Вашингтоновы острова, а также остров Пасхи. Неудивительно, что описания русского кругосветного путешествия, сделанные Крузенштерном и Лисянским, возбудили живейший интерес у широкого круга читателей и были переведены на ряд западноевропейских языков. Материалы, собранные во время путешествия "Невы" и "Надежды", представляли большую ценность для изучения первобытных народов Океании и северной части Тихого океана. Наши первые русские путешественники наблюдали эти народы в стадии родовых отношений. Они впервые подробно описали своеобразную, древнюю гавайскую культуру с её непреложными законами "табу" и человеческими жертвоприношениями. Богатые этнографические коллекции, собранные на кораблях "Нева" и "Надежда", вместе с описаниями обычаев, верований и даже языка островитян Тихого океана, послужили ценными источниками для изучения населяющих тихоокеанские острова народов.

Таким образом, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль в развитии этнографии. Этому немало способствовала большая наблюдательность и точность описаний наших первых кругосветных путешественников.

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки -- океанографии. До первого русского кругосветного путешествия подобные систематические наблюдения мореплавателями обычно не производились. Русские моряки оказались большими новаторами в этом отношении.

Первое русское кругосветное плавание открывает целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом,

Во время этих путешествий создавались прекрасные кадры моряков, которые приобрели опыт дальнего плавания и высокую квалификацию в сложном для парусного флота искусстве навигации.

Интересно отметить, что один из участников первого русского кругосветного плавания Коцебу, плававший в качестве кадета на корабле "Надежда", впоследствии сам осуществил не менее интересное кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряжённое на средства графа Румянцева.

Экспедицией на кораблях "Нева" и "Надежда" была проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии. Снабжение их необходимым продовольствием и товарами осуществлялось с тех пор морским путём, Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную торговлю и во многих отношениях способствовали развитию североамериканских колоний и освоению Камчатки.

Окрепли морские связи России с Тихим океаном, значительно развилась внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего мореплавания.

Европейская часть России
К XIX в. период географических открытий в обжитой Европейской части России закончился. Из географических открытий в Европейской части России следует назвать открытие Донецкого кряжа и Донецкого угольного бассейна, сделанные Е. П. Ковалевским в 1810-1816 гг. и в 1828 г.
Академические экспедиции В. М. Севергина и А. И. Шерера в 1802-1804 гг. на Северо-Западе России, в Белоруссии, Прибалтике и Финляндии были посвящены, главным образом, минералогическим изысканиям.
В 1834-1839 гг., особенно во время экспедиции 1837 г., А. И. Шренком были исследованы Чёшская губа, побережье Карского моря, Тиманский кряж, остров Вайгач, хребет Пай-Хой, Полярный Урал.
В 1843 г. Академия наук направила в Печорский край небольшую экспедицию, которую возглавил А. А. Кайзерлинг. Для проведения топографических и астрономических работ был приглашён П. И. Крузенштерн (сын И. Ф. Крузенштерна). Они произвели первую точную съёмку Печоры, Ижмы и верховий Вычегды, собрали массу сведений о гидрографии края, исследовали Тиманскую тундру и северный край низкой, но утёсистой гряды. А. А. Кайзерлинг назвал эту возвышенность Тиманским кряжем. Анализируя собранные материалы, он пришёл к выводу, что между Уралом и Тиманским кряжем располагается огромная котловина — Печорская низменность, и сделал первое научное описание Ухтинского нефтеносного района.
В 1847-1850 гг. Русским географическим обществом была организована экспедиция на Северный и Полярный Урал, во время которой был основательно исследован хребет Пай-Хой.
В результате научных обобщений Е. Ф. Канкрином в 1834 г. было проведено районирование (в основном, сельскохозяйственное) Европейской России на восемь широтных полос.

И.Ф. Крузенштерн

К числу работ, развивших географическое представление об Урале, относятся: описание Среднего и Южного Урала, сделанное в 1825-1836 гг. А. Я. Купфером, Э. К. Гофманом, Г. П. Гельмерсеном; публикация «Естественной истории Оренбургского края» Э. А. Эверсмана (1840 г.), в которой дана всесторонняя характеристика природы с хорошо обоснованным естественным делением; результаты работ экспедиции Русского географического общества на Северный и Полярный Урал (Э. К. Гофман, В. Г. Брагин), во время которой была открыта вершина Константинов Камень, открыт и исследован хребет Пай-Хой, составлена опись, послужившая основой составления карты исследованной части Урала. Заметным событием было путешествие в 1829 г. (по приглашению российского правительства) немецкого испытателя А. Гумбольта на Урал, Рудный Алтай и к берегам Каспия.
В первой половине XIX в. продолжались интенсивные работы по совершенствованию карт морей.
Выдающимся достижением российской гидрографии явился составленный Г. А. Сарычевым «Атлас Всего Балтийского моря...» (1812 г.).
В 1833 г. Ф. Ф. Шуберт организовал беспрецедентную хронометрическую экспедицию на Балтийском море. Были определены долготы 18 пунктов, которые вместе с 22 пунктами, связанными с ними тригонометрически, дали надёжное обоснование для съёмок побережья и промеров Балтийского моря.
В 1834-1854 гг. на основе материалов хронометрической экспедиции Ф. Ф. Шуберта были составлены и изданы карты на всё русское побережье Балтийского моря. Эти карты, по свидетельству крупного специалиста по морской картографии К. А. Богданова, по своей точности и подробности долгое время являлись лучшими морскими картами в мире.
После присоединения Крыма (1783 г.) и создания на Чёрном море русского военно-морского флота, начались подробные гидрографические съёмки Азовского и Чёрного морей. В 1807 г. был составлен атлас И. М. Будищева на западную часть Чёрного моря, в 1817 г. — «Генеральная карта Чёрного и Азовского моря». В 1825-1836 гг. под руководством Е. П. Манганари на основе триангуляции была проведена топографическая съёмка всего северного и западного побережья Чёрного моря. Изданный в 1841 г. «Атлас Чёрного моря» служил надёжным пособием в мореплавании вплоть до 1873 г.
С начала XIX в. продолжилось активное изучение Каспийского моря. В 1826 г. по материалам детальных гидрографических работ 1809-1817 гг., проводившихся экспедицией Адмиралтейств-коллегий под руководством А. Е. Колодкина, был издан «Полный Атлас Каспийского моря», вполне удовлетворявший требованиям судоходства того времени. В последующие годы карты атласа уточнялись экспедициями Г. Г. Басаргина (1823-1825 гг.) на западном побережье, Н. Н. Муравьёва-Карского (1819-1821 гг.), Г. С. Карелина (1832, 1834, 1836 гг.) и др. — на восточном берегу Каспия. В 1847 г. И. И. Жеребцовым был описан залив Кара-Богаз-Гол. В 1856 г. на Каспийское море была отправлена новая гидрографическая экспедиция под руководством Н. А. Ивашинцова, которая в течение 15 лет провела систематическую съёмку и описание, составив несколько планов и 26 карт, покрывавших почти целиком побережье Каспийского моря.

Кавказ

В XIX в. продолжились исследования Сибири, многие районы которой были изучены очень слабо. На Алтае в 1-й половине XIX в. были открыты истоки Катуни, исследованы Телецкое озеро (1825-1836 гг., А. А. Бунге, Ф. В. Геблер), район истоков Чуи, Чулышмана и Абакана (1840-1845 гг., П. А. Чихачёв). Во время путешествий П. А. Чихачёвым выполнены физико-географические и геологические исследования.
В 1842-1846 гг. А. Ф. Миддендорфом собран обширный материал по орографии, геологии, климату, вечной мерзлоте и органическому миру Восточной Сибири и Дальнего Востока, впервые были получены сведения о природе Таймыра, плато Путорана, Северосибирской низменности, Алданского нагорья, Станового хребта. По материалам путешествия А. Ф. Миддендорфом написано и в 1860-1878 гг. опубликовано «Путешествие на север и восток Сибири» — один из лучших образцов систематических сводок о природе исследованных территорий. В этом произведении даётся характеристика всех основных природных компонентов, а также населения.

Дальний Восток
Продолжались исследования Сахалина, Курильских островов и прилегающих к ним морей. Во время первого кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803-1806 гг.), И. Ф. Крузенштерн сделал опись слабо изученных восточного и северного побережий Сахалина и Северных Курильских островов (1805 г.). У северного входа в Амурский лиман глубины оказались незначительными и И. Ф. Крузенштерн, придя «к неоставляющему ни малейшего сомнения выводу», что Сахалин — полуостров, вернулся в Петропавловск. В итоге плавания он нанёс на карту и описал более 900 км восточного, северного и северо-западного побережья Сахалина. Во время кругосветного плавания В. М. Головнина на корабле «Диана» (1807-1813 гг.), В. М. Головнин сделал новую опись средней и южной части Курильских островов (1811 г.), старые оказались неудовлетворительными. На карте появились новые названия точно нанесённых проливов: Среднего, Рикорда, Дианы, и в южной цепи — пролива Екатерины. В 1817-1819 гг. В. М. Головнин совершил второе кругосветное плавание, во время которого уточнил положение ряда островов из Алеутской гряды. Во время кругосветного плавания О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик» (1815-1818 гг.), О. Е. Коцебу исследуя американский берег в Чукотском море, у выхода из Берингова пролива обнаружил и исследовал бухту Шишмарёва и обширный залив, названный его именем — залив Коцебу. В юго-восточной части залива открыли бухту Эшшольца, на берегу залива Коцебу открыли и описали ископаемый лёд — впервые в Америке — и обнаружили в нём бивень мамонта (1816 г.). В 1821-1823 гг. был издан коллективный трёхтомный труд «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания Северо-Восточного морского прохода, предпринятое в 1815-1818 гг…» на корабле «Рюрик». Основным заданием кругосветного плавания М. Н. Станюковича и Ф. П. Литке (1823-1826 гг.) на двух военных шлюпах «Моллер» и «Сенявин» было исследование северной части Тихого океана и опись противолежащих берегов Америки и Азии. В 1828 г. М. Н. Станюкович исследовал Алеутские острова и произвёл съёмку северного побережья полуострова Аляска, штурманский помощник А. Худобин открыл группу небольших островов, названных его именем — острова Худобина. В 1828 г. Ф. П. Литке астрономически определил важнейшие пункты восточного берега Камчатки. И. А. Ратманов и В. Е. Семёнов описали остров Карагинский и пролив Литке, отделяющий его от Камчатки. Затем была составлена карта южного берега Чукотского полуострова от Мечигменской губы до залива Креста, открыт пролив Сенявина, отделяющий от материка остров Аракамчечен и Ыттыгран. В 1849 г. Г. И. Невельской открыл пролив между материком и островом Сахалин и этим доказал, что Сахалин — остров, отделённый от материка судоходным проливом, и произвёл первую съёмку пролива. В дальнейшем пролив получил название пролив Невельского. Хотя островное положение Сахалина было известно русским картографам с самого начала XVIII в., что находило отражение в их произведениях, однако проблема доступности устья Амура для морских судов с юга и севера была окончательно и положительно решена лишь Г. И. Невельским. Это открытие решительным образом изменило отношение российских властей к Приамурью и Приморью, показав громадные потенциальные возможности этих богатейших районов, обеспеченных, как доказали исследования Г. И. Невельского, сквозными водными коммуникациями, ведущими в Тихий океан.
В 1842-1845 гг. А. Ф. Миддендорфом и В. В. Вагановым были исследованы Шантарские острова.

Казахстан и Средняя Азия
По мере присоединения отдельных частей Казахстана и Средней Азии к Российской империи, а иногда и предваряя его, русские географы, биологи и другие учёные исследовали и изучали их природу. В 1820-1836 гг. органический мир Мугоджар, Общего Сырта и плато Устюрт исследовал Э. А. Эверсман. В 1825-1836 гг. провели описание восточного берега Каспия, хребтов Мангыстау и Большой Балхан, Красноводского плато Г. С. Карелин и И. Бларамберг. В 1840-1844 гг. А. И. Шренк изучал Восточный Казахстан.
В 1840-1845 гг. была открыта Балхаш-Алакольская котловина (А. И. Шренк, Т. Нифантьев). В 1848-1849 гг. А. И. Бутаковым была проведена первая съёмка Аральского моря, открыт ряд островов, залив Чернышёва.
С 1840-х гг. в начались исследования высокогорий Средней Азии. В 1840-1845 гг. А. Леманом и Я. Яковлевым были открыты Туркестанский и Зеравшанский хребты.

Российская Арктика
С начала XIX в. продолжились исследования побережья Северного Ледовитого океана, способствуя, таким образом, окончательному оформлению географических представлений о полярных районах Евразии и закладывая основы последующего освоения Северного морского пути.

Существенные изменения в карты Белого моря и северного побережья Кольского полуострова внесли гидрографические работы Ф. П. Литке (1821-1824 гг.) и М. Ф. Рейнеке (1826-1833 гг.). По материалам работ экспедиции Рейнеке в 1833 г. был издан «Атлас Белого моря...», карты которого мореплаватели использовали вплоть до начала XX в, а «Гидрографическое описание северного берега России», дополнявшее этот атлас, можно рассматривать как образец географического описания побережий. Императорская Академия наук удостоила этот труд М. Ф. Рейнеке в 1851 г. полной Демидовской премии.
Для решения проблемы развития транспортных связей Европейского Поморья с Западной Сибирью снаряжались экспедиции для гидрографической описи побережья от Канина Носа до устья реки Оби, наиболее результативными из которых были Печорская экспедиция И. Н. Иванова (1824 г.) и гидрографическая опись И. Н. Иванова и И. А. Бережных (1826-1829 гг.). Карты, составленные ими, имели солидное астрономо-геодезическое обоснование.

Большая часть побережий и островов Баренцева и Карского моря были описаны и закартографированы в 1820-1830-х гг. XIX в. экспедициями Ф. П. Литке, П. К. Пахтусова, К. М. Бэра и А. К. Цивольки, которые заложили основы физико-географического изучения этих морей и архипелага Новая Земля.
Интенсивно исследовался архипелаг Новая Земля. В 1821-1824 гг. Ф. П. Литке исследовал, описал и составил карту западного побережья Новой Земли. В 1832- 1833 гг. первую опись всего восточного побережья Южного острова Новой Земли сделал П. К. Пахтусов. В 1834-1835 гг. П. К. Пахтусовым и в 1837-1838 гг. А. К. Циволькой и С. А. Моисеевым было описано восточное побережье Северного острова до 74,5° с. ш., подробно описан пролив Маточкин Шар, открыт остров Пахтусова. Проведённые исследования позволили начать изучение растительности, животного мира и геологического строения Новой Земли (К. М. Бэр в 1837 г.).
В начале XIX в. закончилось открытие Новосибирских островов. В 1800-1806 гг. Я. Санниковым проведены описи островов Столбового, Фаддеевского, Новая Сибирь. В 1808 г. Бельковым открыт остров, получивший имя своего открывателя — Бельковский.
Результатом работы экспедиции М. М. Геденштрома и П. Пшеницына (1808-1810 гг.), обследовавшей острова Новая Сибирь, Фаддеевский, Котельный и пролив между последними, была впервые создана карта Новосибирского архипелага в целом. Также экспедицией было обследованы материковое побережье между устьями рек Яны и Колымы, было впервые выполнено подробное географическое описание островов.
В 1815 г. М. Ляховым были обнаружены острова Васильевский и Семёновский.
В 1821-1823 гг. П. Ф. Анжу и П. Ильиным были проведены инструментальные исследования, завершившиеся составлением точной карты Новосибирских островов, исследованы и описаны острова Семёновский, Васильевский, Столбовой, побережье между устьями рек Индигирка и Оленёк, открыта Восточно-Сибирская полынья.
В 1820-1824 гг. Ф. П. Врангелем в очень тяжёлых условиях было совершено путешествие по Северу Сибири и Северному Ледовитому океану, исследовано и описано побережье от реки Индигирки до Колючинской губы (Чукотский полуостров), составлены карты на группы островов — Новосибирских, Ляховских и Медвежьих, было предсказано существование острова Врангеля. В восточной части карты Ф. П. Врангеля был обозначен, по данным местных жителей, остров с надписью «Горы видятся с мыса Якан в летнее время». Этот остров изображался также на картах в атласах И. Ф. Крузенштерна (1826 г.) и Г. А. Сарычева (1826 г.). В 1867 г. этот остров был открыт американским мореплавателем Т. Лонгом и в ознаменование заслуг замечательного российского полярного исследователя назван именем Врангеля.
Итоги экспедиций П. Ф. Анжу и Ф. П. Врангеля были обобщены в 26 рукописных картах и планах, а также в научных отчётах и трудах.
В связи с необходимостью обеспечения функционирования российских заокеанских владений на Аляске регулярно снаряжались кругосветные экспедиции, которые, начиная с первого плавания в 1803-1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева» под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. В. Лисянского, совершили множество географических открытий и исследований.
В 1818-1819 гг. восточное побережье Берингова моря исследовали П. Корсаковский и П. Устюгов, ими была открыта дельта крупнейшей реки Аляски — Юкон. В 1835-1838 гг. нижнее и среднее течение Юкона исследовали А. Глазунов и В. Малахов, а в 1842-1843 гг. — Л. А. Загоскин. Им же описаны внутренние районы Аляски. В 1829-1835 гг. побережье Аляски исследовали Ф. П. Врангель и Д. Зарембо. В 1838 г. А. Кашеваров описал северо-западное побережье Аляски, П. Ф. Колмаков открыл реку Инноко и хребет Кускокуим (Кускоквим). В 1835-1841 гг. Д. Зарембо и П. Митьковым завершено открытие архипелага Александра.
Служащие Российско-Американской Компании, среди которых были Ф. П. Врангель, А. К. Этолин и М. Д. Тебеньков совершенствовали навигационные карты этих районов. Особенно велик был вклад М. Д. Тебенькова, который составил детальнейший «Атлас Северозападных берегов Америки от Берингова пролива до мыса Корриентес и островов Алеутских с присовокуплением некоторых мест Северовосточного берега Азии», изданный Санкт-Петербургской Морской Академией в 1852 г. Кроме атласа М. Д. Тебеньковым были составлены «Гидрографические замечания к Атласу Северозападных берегов Америки, островов Алеутских и некоторых других мест Северного Тихого Океана», в которых помимо детальных описаний природы и условий судоходства, даны аналитические сведения об источниках карт и методах их использования составителем. При создании этих трудов М. Д. Тебеньков выявил и использовал практически все имевшиеся к тому времени источники, некоторые из которых не сохранились до наших дней.

Картографирование территории
В 1801-1804 гг. «Собственное Его Величества Депо карт» выпустило первую государственную многолистную (на 107 листах) карту масштаба 1:840 000, охватившую почти всю Европейскую Россию и получившую название «Столистная карта». В основу её содержания были положены, главным образом, материалы Генерального межевания.
В 1798-1804 гг. российским Генеральным штабом под руководством Ф. Ф. Стейнхеля (Штейнгеля) проведена крупномасштабная топографическая съёмка так называемой Старой Финляндии (т. е. районов, присоединённых к России по Ништадскому и Абоскому миру). Материалы съёмки, сохранившиеся в виде рукописного четырёхтомного атласа, широко использовались при составлении различных карт в начале XIX в.

Ф.П. Литке

Осенью 1809 г. была начата тригонометрическая съёмка Петербурга, включающая южный берег Финского залива, через Нарву до Ревеля и на прилегающих островах. Съёмку выполняли К. И. Теннер, И. Г. Панснер и др. Это была первая российская триангуляция, получившая практическое значение. Её результаты стали положительно сказываться на точности карт и планов, подготавливаемых офицерами Депо карт и квартирмейстерской части.
В 1816-1852 гг. К. И. Теннером и В. Я. Струве были проведены триангуляционные работы по измерению меридианной дуги протяжением в 25°20" (от устья реки Дунай до Северного Ледовитого океана). Эти работы, известные как дуга Струве, явились крупнейшим градусным измерением и важнейшим материалом для определения размеров земного эллипсоида. Триангуляция Виленской губернии, произведённая в 1816-1821 гг. под руководством К. И. Теннера положила начало систематическим триангуляционным работам в России. Вместе с Лифляндской триангуляцией В. Я. Струве данные К. И. Теннера позволили в дальнейшем провести Русско-Скандинавское градусное измерение, т. е. измерение длины меридиана для уточнения формы и размеров Земли. На базе этих астрономо-геодезических работ в 1819-1829 гг. К. И. Теннером была проведена в Виленской губернии первая в России сплошная мензульная съёмка с триангуляционным обоснованием в масштабе 250 саженей в дюйме (1:21 000).
С 1819 г. в России начались топографические съёмки масштаба 1:21 000, опиравшиеся на триангуляцию и проводившиеся, главным образом, с помощью мензулы.
28 января 1822 г. был учреждён Корпус военных топографов (КВТ) при Главном штабе русской армии и Военно-топографическом депо. Государственное топографическое картографирование стало одной из главных задач военных топографов.
Под руководством Ф. Ф. Шуберта и К. И. Теннера начались интенсивные инструментальные и полуинструментальные (маршрутные) съёмки, главным образом, в западных и северо-западных губерниях Европейской России. По материалам этих съёмок в 20-30-х годах XIX в. составлялись и гравировались семитопографические (полутопографические) карты по губерниям в масштабах 4-5 вёрст в дюйме.
Военно-топографическое депо приступило в 1821 г. к составлению «Обзорно-топографической карты Европейской России» в масштабе 10-вёрст в дюйме (1:420 000). Эта специальная 10-вёрстка Европейской России известна в литературе как Карта Шуберта. Работы по созданию карты продолжались с перерывами до 1839 г. Она была издана на 59 листах и трёх клапанах (или полулистах).
В 1826-1829 гг. были составлены подробные карты масштаба 1:210 000 Бакинской провинции, Талышского ханства, Карабахской провинции, план Тифлиса и др. В 1828-1832 гг. проведена съёмка Молдавии и Валахии, ставшая образцом работы своего времени, так как основывалась на достаточном количестве астрономических пунктов. Все карты были сведены в атлас 1:16 000. Общая площадь съёмки достигла 100 тыс. кв. вёрст. С 1830-х гг. стали вестись геодезические и межевые работы на Крымском полуострове. Геодезические пункты проведённой в 1836-1838 гг. триангуляции стали основой для создания точных топографических карт Крыма. Развивались геодезические сети: в Смоленской, Московской, Могилёвской, Тверской, Новгородской губерниях и в других районах.
Расширение территории Российской империи находило отражение на многих картах и в атласах, изданных в это время. Таковой, в частности, является «Генеральная карта Российской Империи и присоединённых к ней Царства Польского и Великого Княжества Финляндского» из «Географического атласа Российской Империи, Царства Польского и Великого Княжества Финляндского» В. П. Пядышева (Санкт-Петербург, 1834 г.).
Несколько в стороне от общего течения развития государственной картографии в России находилась учебная картография, развивавшаяся, в основном, не в недрах рассмотренных выше главных министерств и ведомств, ведавших топографо-геодезическими работами страны, а усилиями отдельных авторов-методистов и частных картографических фирм. Особенно выдающимся был вклад основанного в 1856 г. в Санкт-Петербурге А. А. Ильиным — единственного в России частного специализированного картографического заведения.
Одним из первых в России был издан в 1737 г. учебный «Атлас, сочинённый к пользе и употреблению юношества...». Расцвет этого необходимого вида картографирования приходится на XIX - начало XX в. Значительным для своего времени произведением был изданный в 1809 г. первый отечественный атлас по истории Русского государства — «Исторические карты, хронологические и генеалогические таблицы». С 1830 г. выходят атласы по русской истории А. И. Ахматова и Н. И. Павлищева, основанные на трудах Н. М. Карамзина. Господствующим типом учебных атласов XVIII - первой половины XIX вв. были картографические пособия к курсу политической географии, детально знакомившие с политико-административным устройством государства, положением и значимостью населённых пунктов и менее детально — с рельефом и гидрографией. На картах помещалось множество географических названий, так как учеников обязывали заучить их как можно больше. С развитием географических знаний и становлением географической науки на картах школьных атласов стали появляться сведения о морских течениях, глубинах и ветрах. В школьные курсы и учебники этого периода стали включаться описания физико-географических особенностей территорий и стран. В «Полном учебном географическом атласе современного мира» (1854 г.) С. И. Барановского были отображены континентальные и океанические климатические пояса; территории, в разной степени подверженные землетрясениям; изолинии приливов и время их действий; даны представления об орографических уступах, которыми служили низменности, возвышенности, горы, высочайшие горы. Помимо этого, С. И. Барановский впервые ввёл в учебный атлас геологическую карту.
Значительным достижением дореволюционной учебной картографии были многократно переиздававшиеся (1858-1887 гг.) «Учебные атласы всеобщей географии» Ю. И. Семашко, включавшие помимо карт многие дополнительные сведения, помогавшие углублению и лучшему усвоению географического материала. В частности, его физические карты сопровождают 40 наглядных профилей сравнительных высот главнейших горных систем. В этом учебном атласе впервые выделены климатические пояса по количеству осадков, дождливых сезонов и времён года, а сами осадки показаны изогиетами. С помощью этнографических карт и картограмм плотности населения Ю. И. Семашко знакомит учеников с основными народами и народностями и их распределением, в частности, на территории Европейской России. Многие карты атласа посвящены экономико-географическим сюжетам. Поля карт украшены высокохудожественными гравюрами характерных для того или иного континента представителей растительного и животного мира, а, начиная с шестого издания, в атлас включались самостоятельные иллюстрированные приложения, посвящённые занятиям и быту населения, памятникам архитектуры и истории, типичным и выдающимся природным явлениям и т. п.

Тематическое картографирование
Активное развитие базовой (топографической и гидрографической) картографии в XIX в. создало основу, необходимую для становления специального (тематического) картографирования. Тематическая картография зародилась в России уже в XVIII в. в связи с дифференциацией наук и потребностями хозяйства. Интенсивное развитие тематической картографии относится к XIX - началу XX вв., когда проведение специальных картографических работ было необходимо для обеспечения потребностей транспорта, промышленности, сельского хозяйства; изучения и добычи минеральных ресурсов страны. Бурное развитие в этот период отечественных естественных, технических и общественных наук, и в первую очередь географии, экономики, статистики, геодезии и картографии позволяло различным ведомствам создавать карты весьма многообразной тематики.
В XIX в. продолжалось интенсивное изучение и освоение внутренних водных путей России. В 1832 г. Главным управлением путей сообщения был издан «Гидрографический атлас Российской империи». В него вошли генеральные карты масштабов «20 вёрст в дюйме» и «10 вёрст в дюйме», подробные карты масштаба «2 версты в дюйме» и планы в масштабе «100 саженей в дюйме» и крупнее. «Судоходный дорожник Европейской России» — первая опубликованная в стране речная лоция, куда вошли описания Волги, Ладожского и Онежского каналов, Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской систем — был составлен в Главном управлении путей сообщения и опубликован в 1854-1855 гг.
Наряду с речным транспортом в XIX в. большое значение приобретает гужевой транспорт, а к концу периода — железнодорожный. Первая в России железная дорога общего пользования открыта в 1837 г. между Петербургом и Павловском и имела длину 27 км. К началу ХХ в. общая длина железных дорог в России составляла уже около 50 тысяч километров. Министерство путей сообщения в связи со строительством шоссейных и железных дорог предпринимало обширные изыскания, в результате которых составлялись сотни планов и карт, способствовавших увеличению картографической изученности территорий вдоль трасс соответствующих дорог. Большой интерес представляет коллекция «Планы и чертежи по строительству железных дорог и искусственных сооружений», основу которой составляют материалы Чертёжной, образованной в 1842 г. при департаменте железных дорог.
Ярко отражает интенсивное развитие специальной картографии в России в XIX в. специальная рукописная коллекция «Карты, планы и чертежи учреждений, ведавших промышленностью, торговлей и финансами», образованная в Российском Государственном историческом архиве из разрозненных графических материалов торгово-промышленных акционерных обществ и банков.
Значительные картографические работы проводило образованное в 1837 г. Министерство государственных имуществ, в котором в 1838 г. был учреждён Корпус гражданских топографов, осуществлявший картографирование слабо изученных и неизученных земель. С течением времени эти работы всё в большей степени приобретали кадастровый, оценочный характер, обусловленный необходимостью определения размеров, качества и стоимости вводимых в хозяйственный оборот казённых лесов и сельскохозяйственных угодий. Так как указанные съёмки проводились в значительных объёмах на Севере и в Сибири, они естественно, способствовали улучшению картографической и географической изученности страны.

Геологическое картографирование
В начале XIX в. было создано много карт горных округов, планы заводов, соляных и нефтяных промыслов, золотых приисков, каменоломен, минеральных источников. Особенно детально отражена в картах история разведки и разработки полезных ископаемых в Алтайском и Нерчинском горных округах.
Составлялись многочисленные карты месторождений полезных ископаемых, планы земельных участков и лесных владений, заводов, рудников и приисков. В качестве примера сборника ценных рукописных геологических карт можно назвать атлас «Карты соляных промыслов», составленный в Горном департаменте. Карты сборника относятся, в основном, к 1820-1830-м гг. XIX в. Многие из карт этого атласа значительно шире по содержанию, чем обыкновенные карты соляных промыслов, и представляют собой, по сути дела, ранние образцы геологических (петрографических) карт. Так, среди карт Г. Вансовича 1825 г. имеется «Петрографическая карта Белостокской области, Гродненской и части Виленской губернии». Богатое геологическое содержание имеет также «Карта Псковской и части Новгородской губернии: с показанием горнокаменных и соляных источников, открытых в 1824 году…».
Чрезвычайно редким образцом гидрогеологической карты является «Топографическая карта полуострова Крыма... с обозначением глубины и качества воды в селениях», составленная А. Н. Козловским на картографической основе 1842 г. На карте приведены сведения о площадях территорий, имеющих разную обеспеченность водою, а также таблица числа селений по уездам, нуждающихся в обводнении.
В 1840-1843 гг. английский геолог Р. И. Мурчисон совместно с А. А. Кайзерлингом и Н. И. Кокшаровым провели исследования, которые впервые дали научную картину геологического строения Европейской России.

Картографирование лесов
Одной из наиболее ранних рукописных карт лесов является «Карта для обозрения состояния лесов и лесной промышленности в [Европейской] России», составленная в 1840-1841 гг., как это установлено М. А. Цветковым. В это время Министерством государственных имуществ велись работы по картографированию казённых лесов, лесной промышленности и лесопотребляющих производств, а также по совершенствованию учёта лесов и лесной картографии. Материалы для неё собирались путём запросов через местные департаменты государственных имуществ, а также другие ведомства. В 1842 г. были составлены две карты. Первая из них представляет собой карту лесов. Другая — являлась почвенно-климатической картой, на которой были обозначены климатические полосы и господствующие почвы в Европейской России. Почвенно-климатическая карта пока не обнаружена.

Почвенное картографирование
В 1838 г. в России началось систематическое изучение почв. Преимущественно по расспросным сведениям было составлено множество рукописных почвенных карт.

Картографирование хозяйства
Развитие капитализма в промышленности и сельском хозяйстве вызывало необходимость более глубокого изучения экономики страны.
Первой экономической картой, опубликованной в России в 1842 г., была «Карта промышленности Европейской России с показанием фабрик, заводов и промыслов, административных мест по мануфактурной части, главнейших ярмарок, водяных и сухопутных сообщений, портов, маяков, таможен, главнейших пристаней, карантинов и пр.». Эта карта по сути дела была общеэкономической, так как отражала помимо промышленности сельское хозяйство и транспорт. Под промышленностью её составители из Министерства финансов понимали всё, что давало доход, в том числе земледельческий промысел и скотоводство. Карта довольно полно отображает размещение хозяйства страны (до 40 отраслей) и составлена на основании сведений Министерства финансов и данных, собранных дополнительно.