Как развить речь и научиться говорить красиво. Эпифора – это украшение речи Усиление оттенков речи

Умение красиво и содержательно говорить дано не каждому. Этому предшествуют длительные занятия, большое желание и терпение. Если вы осознанно решили найти ответ на вопрос: «Как в домашних условия развить внятную, красивую, лаконичную речь?» – то советы и шаги, описанные в статье, приведут вас к хорошим результатам и заложат основу в ораторском искусстве.

Перед началом занятий необходимо знать требования и программу действий. Этот простая схема выработает красивую и полноценную речь, повысит вас в глазах знакомых, заставит говорить безошибочно о любом прочитанном тексте. Чтобы научиться переводить мысли в слова и без особых трудностей оформлять их в красивые выражения, следует выполнять эти пункты.
Для уроков по совершенствованию речи нужно:

  • Большое желание;
  • Усидчивость;
  • Выделение времени и помещения;
  • Уверенность в конечной цели;
  • Поддержка близких людей.

Программа, пунктами которой вы будет придерживаться, достаточно проста и интересна. Взяв ее за основу, можно за краткое время увидеть эффективность и целесообразность. Это:

Классика полезна и незаменима

Классическая литература содержит красивую и богатую речь. Диалоги героев, их размышления способствуют говорить правильно выстроенные фразы. Словесные обороты, воспетые авторами, отражают не только эпоху времени, сюжет и динамику развития, но и внутренний мир, переполненный моралью и высокой идеей.
Любое произведение, являющееся классическим, пополняет словарный запас. Красивые слова побуждают развивать воображение, появляется желание научиться играть построенными по правилам выражениями, чтобы слушатель получил не только полезную информацию, но и остался доволен от общения и не пожалел потраченного времени.

Важность темпа

Продуманное выступление включает содержание, определение времени и выбор темпа. Монотонность даже при исключительно идеальном материале создает скуку, однообразие и неприятие. Научиться расставлять паузы не менее важно, чем выбранная тема и подобранная информация.
Медленность или быстрота речи чревата отсутствием контакта с аудиторией. Не понимая содержание, публика просто перестанет реагировать на выступление. Тогда красиво подготовленная информация превратиться в заунывную песню или сложную скороговорку. Конечно, со временем эта проблема перестанет существовать. Опыт говорить и чувствовать публику приходит в процессе многодневной работы над собой.

Добавление изюминки

Сухой текст, насыщенный необходимой информацией, будет скучен и неинтересен. Когда присутствуют при разговоре живые выражения, подтвержденные фразы известных личностей, мудрые поговорки и легкий юмор, то беседа найдет отклик у слушателей и выступление выявиться полезным для всех.
После нескольких удачных попыток назойливая мысль о том, как в быстрые сроки развить живую речь и при этом обязательно научиться формировать фразы, говорить насыщенно и красиво забудется за ненадобностью. Общение принесет эмоции, удовлетворение. Появится возможность развить мышление и выработать собственный стиль.

Обязательная практика

Вы никогда не добьетесь высот в ораторском искусстве, если отказываетесь выступать перед чужими людьми. Практика говорить на публику показывает недочеты подготовленной информации, продуманную речь и ее качество, ваши способности к общению и попыткам обрести единомышленников.

Если у вас страх публичных выступлений – практикуйте чаще это и должно пройти. Также, существуют специальные методики и целые системы (типа, Турбо-Суслика) для преодоления страхов. Например, Турбо-Суслик может дать: ощущение внутренней свободы, легкости как в общении, так и выступлениях. Там конечно результаты посерьезней и поинтересней, но это для тех, кто много хочет и готов.

Научиться высказывать то, что вы думаете и чувствуете, придает силу к дальнейшему развитию. Отклик у других возрождает забытые идеи и цели. Вы находите понимание в общении, проверяете свою жизненную программу и перерождаетесь как личность. Умение красиво оформлять мысли добавляет уверенности и значимости в жизни.

Тетрадь – помощник для анализа

Приучите себя после каждой важной беседы анализировать ее результат. Речь осуждения или одобрения записывайте в отдельную тетрадь, подчеркивая ошибки и успехи. Не бойтесь говорить мысли вслух, как будто вы перед ответственной комиссией по улучшению образования. Собственные недочеты уменьшайте и искореняйте.

Пожелания

Существуют маленькие хитрости для понимания о том, как закрепить полученные навыки и дальше развить свою грамотную речь, продолжать красиво и значимо говорить.

  • Обязательно обдумывайте каждое слово, смакуя и влюбляясь в него. Постепенно речь превратиться в красивую, переосмысленную игру, в которой присутствует текст и чувство.
  • Необходимо запоминать ключевые фразы из кинофильмов, книг, передач и говорить на публику, подтверждая свою эрудицию.
  • Расшифровывайте значение непонятных слов, чтобы научиться правильному произношению, ударению, положению в предложении.
  • Понравившуюся красивую фразу вставляйте уместно и правильно. Иначе, есть опасность выставить себя на посмешище.

Систематичные, ежедневные упражнения выработают речь, которая понравится любому слушателю. Получив одобрение, вы захотите больше говорить и выступать.
Когда вы поставите важную цель – научиться владеть родным языком и развить способности к общению, то, несомненно, раскроются новые возможности и смысл жизни.
Научиться передавать внутренние ощущения посредством красиво высказанных слов сможет каждый, если захочет создать предпосылки к жизненному балансу и творческому потенциалу. Полученная гармония между человеком и окружением позволит почувствовать счастливым, удачливым, признанным. Идите и наслаждайтесь успехами.

  • Меркантильный - расчетливый (корыстный, мелочный).
    Репрессия - кара (наказание, насилие).
    Легитимный - законный.
    Корсар - пират.
    Голкипер - вратарь.
    Инцидент - происшествие (случай).
    Превентивный - предупреждающий.
    Тактильный - осязательный.
    Апогей - высшая точка (кульминация, предел).

    Скрупулёзный - дотошный (педантичный).
    Харизма - неординарность (обаятельность, притягательность).
    Почетник - поклонник, ухаживающий за девушкой (почитатель).
    Басурман - иноземец и иноверец.
    Аберрация - отклонение от истины, заблуждение (искажение).
    Пердимонокль - полная ерунда, черт знает что.
    Трансцендентный - непознаваемый (иррациональный, непостижимый).
    Остракизм - изгнание (травля).
    Паритет - равенство (равнозначность, равноценность, равноправие).
    Апробировать - испытывать.
    Абитуриент - тот, кто претендует на поступление в учебное заведение.
    Инвариантный - однозначный.
    Клеврет - приспешник (пособник, сообщник).
    Деструктивный - разрушительный.
    Аннексия - насильственное присоединение.
    Матримониальный - брачный (супружеский).
    Тенденциозный - модный.
    Проформа - формальность.
    Апологет - сторонник (приверженец) экзальтированный - восторженный (возбужденный, воодушевленный) синопсис - обозрение.

    Первое, что вы должны сделать, - это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить на менее заезженные, альтернативные варианты, ведь к каждому из них можно при помощи толкового словаря подобрать не менее десятка синонимов.

    Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на "яркий", "изящный", "роскошный", "бесподобный", "великолепный", "восхитительный". «Полезный» в ежедневном разговоре вполне можно использовать как "выгодный", "плодотворный", "целесообразный", "практичный", "нужный". Даже к простому слову «умный» существует множество синонимов. Следует запомнить и апеллировать ими по необходимости. Вот некоторые из них: "остроумный", "находчивый", "сообразительный", "путный", "мудрый", "толковый".

    Также не помешает выучить некоторые умные слова и их значение, благодаря которым вы сможете произвести необходимый эффект на окружающих:

    Идиосинкразия – непереносимость.

    Трансцендентальный – абстрактный, мысленный, теоретический.

    Эзотерика – мистическое учение.

    Трюизм – общеизвестный факт, высказывание или мнение.

    Эвфемизм – замена резких, грубых слов и выражений, более приемлемыми и мягкими.

    Софистика – умение хлестко вести спор, умело жонглировать словами.

    Эклектика – соединение разнотипных теорий, взглядов или вещей.

    Гомогенный – однородный.

    Инвектива – брань, нецензурная ругань.

    Декадентство – упадок.

    Гипербола – преувеличение.

    Фрустрация – разочарование.

    Дискурс – беседа, разговор.

    Первое время, используя умные слова для общения, вы можете испытывать некоторую неловкость в разговоре, ваш язык будет как бы заплетаться и спотыкаться о «новые выражения». Это не страшно, новую разговорную форму, как и новую пару туфель, следует разносить. Через некоторое время вы, не задумываясь, будете подбирать более удачные синонимы и выражения, чтобы высказать свое мнение.

    Cкажем вам без экивоков: учение – свет. И никакая это не сентенция, просто мы не хотим, чтобы вас когда-нибудь настигли депривация и фрустрация! Не поняли ничего из вышесказанного? Не страшно, поведаем вам 46 слов, употребляя которые в своей речи, вы будете выглядеть солиднее и мудрее. Сохраняйте атараксию, мы начинаем экскурс!

    1. Аддикция – зависимость от человека, предмета, процесса.

    2. Атараксия – спокойствие, умиротворение, невозмутимость, флегматизм.

    3. Волюнтаризм – политический метод, в основе которого лежит принятие произвольных решений вопреки здравому смыслу и обстоятельствам.

    4. Гаптофобия – страх перед прикосновениями чужих людей.

    5. Гинекомастия - увеличение мужской груди.

    6. Гипербола – преувеличение. Например, «Катька в 100 раз больше меня весит!»

    7. Глоссарий – список узкоспециальных слов с переводом и объяснением каждого из них.

    8. Глоссофобия – страх перед публичными выступлениями. 9. Гносеология – философская теория, изучающая границы человеческого познания.

    10. Гомогенный – однородный, одинаковый.

    11. Девиантное поведение – не соответствующее установленным в обществе нормам.

    12. Депривация – чувство неудовлетворенности.

    13. Дефенестрация – процесс выкидывания человека из окна (термин связан с событиями, произошедшими в Праге в 1419 и 1618 гг.).

    14. Дисания - состояние, при котором тяжело встать утром с постели. Часто наблюдается по понедельникам.

    15. Идиосинкразия – непереносимость всего, чего угодно – от лекарства до людей.

    16. Инвектива – памфлет, высмеивающий особу или группу лиц.

    17. Интерробанг - употребление подряд вопросительного и восклицательного знаков.

    18. Когнитивный диссонанс – новая информация, восприятие которой конфликтует с накопленными ранее знаниями.

    19. Колливубл - звук голодного кита в животе. Или просто урчание.

    20. Конгруэнтность – честность, открытость.

    21. Лемниската - алгебраическая кривая, выглядит как перевернутая восьмерка или знак бесконечности.

    22. Лунула - синоним слова «лунка», белая область в начале ногтя.

    23. Метросексуал – молодой человек, который много времени посвящает уходу за собой, следит за последними тенденциями моды и щепетильно относится к своему внешнему виду.

    24. Мондегрин - ослышка, например, слова в песнях, которые невозможно разобрать без прочтения их текста.

    25. Натиформа - камни, горы, скалы, деревья, форма которых напоминает женскую фигуру.

    26. Обелюс - тире между двоеточием, знак деления.

    28. Парестезия - когда сводит ногу или руку.

    29. Петрикор - аромат после дождя.

    30. Пунт - дно винной бутылки.

    32. Схоластика – философское течение V-XV веков.

    33. Таблица Сивцева - таблица для проверки зрения. ШБМНК.

    34. Текстроверт – сторонник печатного проявления чувств.

    35. Трюизм – аксиома. То, что давно известно везде и всем.

    36. Убиквисты – живые существа, встретить которых можно в любом уголке земного шара.

    37. Феррул - металлическая часть в виде колец, соединяющая что-либо. Например, основание карандаша и ластика.

    38. Фетиш – предмет поклонения, кумир.

    39. Фильтрум - ямочка между носом и верхней губой.

    40. Фосфены - «бабочки», «цветочки» и прочие блики, которые вы видите после закрытия глаз.

    41. Фриссон - покрытие мурашками во время прослушивания любимой музыки.

    42. Фрустрация – печаль, разочарование, депрессия, уныние.

    43. Эвфемизм – слово, которым заменяется другое слово, которое более грубое или даже матерное.

    44. Эглет - пластмассовый наконечник шнурка. Так же может быть металлическим и резиновым.

    45. Эгоцентрик – человек, который неспособен принять чужую точку зрения, эгоист.

    46. Экивоки – намеки. Вот и все! 5 минут чтения, и вы уже отличный собеседник!

    2. Экивоки – двусмысленные намеки, увертки.
    3. Девиант – человек не соответствующий норме.
    4. Катарсис – изменение сознания через сильные переживания.
    5. Атара́ксия – душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, мудрость.
    6. Депривация – ощущение недостаточности удовлетворения своих потребностей.
    7. Амок – внезапно возникающее буйное психическое расстройство
    8. Фрустрация – период полного разочарования в жизни.
    9. Палинфразия – патологически частое повторение определенных слов или фраз в речи (например, «блин», «как бы», «на самом деле»).
    10. Антимония – болтовня, пустые разговоры (разводить антимонии).
    11. Гаптофобия – боязнь прикосновений других людей.
    12. Моджо - изначально африканский магический амулет (оберег) на счастье и удачу, в современных культурах слово стало обозначать позитивное состояние, что-то типа обаятельной харизмы, которую, кстати, можно и утратить.
    13. Фети́ш – объект слепого неосознанного поклонения.
    14. Дистиния – подавленное, тоскливое настроение.
    15. Гештальт – форма или образ, как некие целостные образования и первооснова психики.
    16. Фрик – человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов.
    17. Цугцванг – вынужденный ход в шахматной партии, ухудшающий положение игрока, сделавшего его. В широком смысле: ситуация, при которой любые действия только ухудшают положение дел.
    18. Фриссон – мурашки по коже.
    19. Текстроверт – тот, кому легче рассказать о своих чувствах в смс-ке, чем вживую.
    20. Глоссофобия – боязнь выступать на публике.

    Слова для грамотной речи. 11 способов сделать речь грамотной

    Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

    Что такое грамотная речь

    Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

    Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

    Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

    Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

    Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

    Критерии, определяющие грамотность речи

    Речевая культура:

    • уместность;
    • грамотность озвучиваемой информации;
    • доступность высказывания;
    • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
    • разнообразие речи без тавтологии;
    • эстетичность.

    Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

    Как улучшить речь

    Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

    Как правильно развить речь

    Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.

    Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

    Помощь профессионалов

    Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

    Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

    Сделать свою речь богаче
    Легко!..
    Короче, мы тут это… Подумали, что надо бы сделать твою речь… типа покрасноречивее. Так что читай советы руководителя Школы ораторского искусства и мастерства общения Феликса Кирсанова – и тогда ни один мим больше не назовет тебя косноязычным.

    Открой рот, открой глаза
    « Чтение вслух с выражением в разговорном темпе хотя бы по десять минут в день – одно из лучших упражнений для развития речи, так как помимо увеличения словарного запаса этим методом можно оттачивать интонацию, дикцию, формировать грамматическую правильность и прочие элементы речи», – говорит Феликс. Но не стоит пугать соседей страстным прочтением состава освежителя воздуха. Используй литературу, богатую изящными оборотами и изысканной лексикой (такие книжки со слезами умиления на глазах тебе порекомендует любая библиотекарша). Прочитав несколько книг, выбери ту, что понравилась больше всего, и занимайся только с ней – такое повторение позволяет лучше запоминать как отдельные слова, так и целые речевые обороты. И не халтурь, четко передавай интонацию текста и слова произноси в полный голос – только так ты задействуешь больше органов чувств (зрение, слух и речь) и поэтому запомнишь все гораздо лучше, чем если бы читал про себя. « Регулярное чтение вслух позволяет выпрямить угловатость речи – избавляет от косноязычия и топорных выражений, улучшает речевой стиль и делает речь красивее», – с проникновенным взглядом утверждает Феликс.

    Перескажи
    Это упражнение закрепляет эффект от чтения вслух. Пересказывая прочитанное, старайся употреблять именно те слова, которые были использованы в оригинальном тексте. «Этот метод позволяет активизировать пассивный словарный запас. Это те слова и выражения, которые мы, в принципе, знаем, но в речи не используем. «Обрыдлая коновязь» , например». А так как пассивный запас чаще всего превышает активный, регулярное обращение к нему добавит в твою речь много новых слов.

    Копи и пейсти
    Заведи тетрадь или, если тебе удобнее, компьютерный файл, где ты будешь собирать все интересные обороты, остроумные выражения, нестандартные словосочетания и отдельные слова, которые встретишь в текстах или услышишь от других людей. «Эту коллекцию следует периодически перечитывать, желательно вслух», – советует Феликс. Как только они закрепятся в твоей памяти, старайся почаще применять их в общении с людьми.

    Чехарда синонимов
    На первый взгляд словарь синонимов русского языка – не столь увлекательное чтиво, как, например, детектив, поэтому требует сосредоточенности. На самом деле упражнение очень интересное, так как позволяет рисовать забавные словесные узоры. «Упражняться надо следующим образом: взять любой текст (свой или чужой – не важно) и заменить все слова на синонимы, чтобы смысл текста не пострадал».

    Слова которые украсят лексикон. Пополнение лексикона с выделением времени

    Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

    • Чтение. Чтение - богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы - везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
    • Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
    • Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
    • Дневник. Еще одно полезное занятие - ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
    • Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.
  • Попытки классифицировать фигуры предпринимались еще в античности.

    Первоначально были разделены фигуры мысли, которые позднее обособились в самостоятельную группу тропов (метафора, метонимия и др.), и фигуры речи. Последние подразделялись, по Квинтилиану, на фигуры, основанные на форме речи (грамматические фигуры), и фигуры, основанные на принципах размещения слов.

    К другим распространенным классификациям относилось подразделение на фигуры слова (аллитерация, ассонанс) и фигуры предложения (парцелляция, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие и др.)

    Риторические средства позволяют представить содержание речи наглядно, увлекательно и убедительно, а значит, помогает активно воздействовать на слушателя.

    «Фигурами речи называются предложения и комплексы предложений, которые, становясь типическими формами, идентично повторяются. Таковы меткие выражения, которые всегда на языке. Они необходимы, чтобы сделать сообщение более коротким, быстро запоминаемым» (Карл Ясперс).

    Приводимые средства различны по своей ценности и потому используются в различной степени (например, сравнение чаще, чем преувеличение); эти средства дают большие возможности, но ни в коем случае не должны использоваться все вместе в одной речи; многие средства применяются в тесной взаимосвязи, даже если они в целях систематики приведены отдельно (например, цепь приводит к повышению, образ лежит в основе сравнения).

    Обзор риторических средств и их воздействие на слушателя

    Риторическое средство Воздействие

    • 1. Пример, подробность
    • 2. Сравнение
    • 3. Образ (метафора), образный ряд
    • 4. Рассказ Образность
    • 5. Повтор
    • 6. Разъяснение
    • 7. Рафинирование (обобщающий повтор)
    • 8. Призыв (восклицание)
    • 9. Цитирование
    • 10. Перекрещивание (хиазм) Убедительность
    • 11. Повышение напряжения (климакс)
    • 12. Противопоставление (антитеза)
    • 13. Цепь
    • 14. Промедление (запаздывание)
    • 15. Неожиданность
    • 16. Предуведомление Увлекательность
    • 17. Игра слов
    • 18. Намек
    • 19. Описание (парафраза)
    • 20. Преувеличение (гипербола)
    • 21. Кажущееся противоречие (парадокс) Эстетическое Образность
    • 22. Вставка
    • 23. Предупреждение или постановка возражения
    • 24. Мнимый вопрос (риторический)
    • 25. Переименование (синекдоха) Коммуникативность (подключение слушателей)

    Самих фигур насчитывается около сотни, однако одновременное использование латинских и греческих названий, к которым добавились и наименования из новых языков привели к тому, что для обозначения этих фигур на протяжении веков стало использоваться значительно большее число дублетных или синонимичных терминов.

    Тропы - (от греч. оборот речи) слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. В основе любого тропа - сопоставление предметов и явлений. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.

    Эпитет - определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова. Ср. у Пушкина: "румяная заря"; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: "дней моих суровых") и эпитету с противоположным значением - так наз. оксюморону (ср. Некрасова: "убогая роскошь").

    Метафора - отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: "говор волн"; "шелковые ресницы"; "ситец неба голубой"; употребление слова в переносном значении: "ропот моря".

    Метонимия - разновидность метафоры, состоящая в замене одного слова другим на основе связи их значений по смежности: "Ликует буйный Рим" (М. Лермонтов); "Шипенье пенистых бокалов" (А. Пушкин).

    Олицетворение -- вид метафоры, наделение неодушевленных или абстрактных предметов, явлений, событий, их качеств и свойств, признаками и свойствами человека (чувствами, мыслями, речью и т.п.). Используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей. Например: "Звезда с звездою говорит" (М. Лермонтов).

    Оксюморон [греч. - "острая глупость"] - нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: "Смотри, ей весело грустить/Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова). Частный случай оксюморона образует соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" (Некрасов).

    Антитеза - один из приемов стилистики, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: "Кто был ничем, тот станет всем". : "Я царь, - я раб, - я червь, - я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях - "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание".

    Эвфемизм - замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Гоголь: "обходиться с помощью платка".

    Никто, думаю, не станет спорить с тем, что умение красиво говорить - ценнейшее человеческое качество.

    Человек, владеющий грамотной речью, производит выгодное впечатление, он чаще добивается поставленной цели, он более успешен в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.

    Правильная речь имеет почти магическое действие. Ее хочется слушать и слушать; а от иной - закрыть уши и бежать подальше.

    Владение искусством красиво и грамотно говорить, к сожалению, встречается все реже.

    Люди, мыслящие шедеврально, порой не умеют столь же ярко выразить себя на словах. Многим бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать что-либо интересное из прочитанного, увиденного, пережитого.

    А ведь за безыскусной речью таких людей порой скрывается великолепный интеллект, интересная личность. Но чтобы распознать это, требуется время. А время - это то, чего нам постоянно не достает.

    Отсюда только один путь - свою речь нужно и можно тренировать. Ведь умение красиво говорить - это не природный дар, а благоприобретенный навык, который можно довести до совершенства. Даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, умение красиво говорить, правильно пользоваться речью, необычайно пригодится как в работе, так и в повседневной личной жизни.

    Следование некоторым правилам может существенно повысить качество речи.

    Во-первых, больше читайте. Газеты, журналы, качественная художественная литература. В этом смысле идеально подойдет наша отечественная классика, которую мы все штудировали в школьные годы (или не штудировали, что печально). Читайте или перечитывайте классиков! Причем вслух, не торопясь. Такое чтение даст колоссальный эффект. Оно приучит вас к правильному построению слов в предложении, увеличит словарный запас.

    В-третьих, следите за темпом речи. Она не должна быть монотонной. Паузой выделяйте главные моменты разговора. Она должна быть уместна и не затянута.

    В-четвертых, используйте в разговорной речи, беседе сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки, наконец. Это оживит речь, сделает ее более интересной. И конечно, беспроигрышный вариант - юмор. Уместная самоирония, шутки придадут блеск вашей речи. Ведь слова - это только средства для передачи информации, а то, как вы их составите, произнесете - либо западет в душу, либо нет.

    В-пятых, говорите, тренируйте речь как можно больше. Это легко сделать, если у вас широкий круг общения. Если же его нет, то поможет телевизор или радио. Выберите телеведущего, который вам больше всех нравится, и старайтесь подражать ему. Повторяйте вслух (!) за ним фразы, копируя также его голосовые интонации. Это не просто, но спустя некоторое время вы непременно увидите прогресс. Кроме выработки мелодичной речи, вы пополните свой лексикон.

    Есть еще одно забавное, и только поначалу сложное упражнение. Выберите какой-нибудь простой предмет из домашнего обихода, например, торшер или домашние тапочки. Определите себе лимит времени, в котором будете рассказывать об этом предмете красивым литературным языком. Сначала будет сложно целых 5 минут говорить о каком-то банальном торшере. Но с каждой тренировкой будет проще. Увеличивая лимит времени, и усложняя тему, вы вскоре преодолеете неуверенность, робость перед словами, неумение их подобрать. В итоге же вы целый час сможете увлеченно рассказывать о своих домашних тапочках, ни разу не повторившись. Этим лучше заниматься в группе или с домашними, превратив тренировку в своеобразную игру. Поочередно каждый становится и исполнителем, и слушателем.

    Вы не заметите, как влюбитесь в слова: вы почувствуете свою власть над ними, они придадут вам уверенности, и будут служить вам.

    Пополняя словарный запас, черпайте информацию отовсюду - из книг, статей, фильмов. Запоминайте яркие фразы, словосочетания, интересные речевые обороты. Записывайте их в блокнот, используйте в повседневной речи.

    Узнавайте значение незнакомых слов, обращая внимание на правильное ударение, тренируйте их произношение.

    Неправильное произношение и неуместное употребление слов может сделать вашу речь смешной, вмиг обесценив ее. Составляйте сами новые фразы и предложения. Избегайте словарных клише, используйте речевую образность.

    В идеале, после нескольких месяцев систематических (!) тренировок, у вас сформируется мелодичная, запоминающаяся и яркая речь. Вы легко простыми предложениями сможете объяснить суть сложных вещей. Ваша речь будет походить на журчание ручейка. Она будет литься легко и свободно. Отныне такая речь всегда и везде будет с вами.

    Отличное владение своим родным языком придаст вам уверенности в себе. Более того, изменит качество вашей жизни, — вы без труда и страха сможете общаться с людьми. Вы будете всегда на высоте!

    Желаю вам процветания.

    Действенность и выразительность речи во многом зависит также от построения фраз. Стилистически значимые типы таких построений называются фигурами речи («фигура» в переводе с латинского означает «образ», «вид»).

    К фигурам речи относятся:

    Обращение – это обычное слово или фраза, функция которой состоит в том, чтобы обозначить начало речи и привлечь внимание слушателей, а также выразить отношение оратора к аудитории.

    Повтор . Это фигура речи, представляющая собой повторение слов или словосочетаний с целью подчеркнуть значимость мысли и чувства. Такие фигуры придают речи убедительность, ритмичность, ясность, повышают ее эстетическое воздействие. Повторы имеют множество видов, бывают неупорядоченные и упорядоченные (по симметрии построения фраз) повторы.

    Среди упорядоченных повторов чаще всего в публичной речи применяются:

    анафора – представляет собой повтор слов или выражений в начале отрезков речи. Например: «Пришлось нам нелегко. Надо было выстоять в кольце вражеского окружения. Надо было вырваться из вековой отсталости. Надо было преодолеть огромную силу исторической инерции. Надо было научиться жить по новым законам».

    эпифора – фигура речи, противоположная анафоре. Повторение слов осуществляется здесь в конце смежных предложений. Такие повторы с успехом используются при убеждении индуктивным методом, придают фразам оттенок неоспоримости утверждения, звучат как итог, умозаключение и психологически подталкивают слушателя к принятию предлагаемого оратором вывода;

    стык – прием состоит в повторе одинаковых компонентов на границе смежных отрезков высказывания. (Пример: «только он, он и больше никто»);

    многосоюзие – повтор союза «и». (Пример: «и рост, и овал лица, и цвет волос, и голос, и одежда – такие, как указали свидетели»);

    кольцо – это высказывание, которое завершается словом, с которого оно начиналось. (Пример: «Есть что-то выше нас. Никто не знает, что это именно, но оно есть»);

    хиазм – состоит в повторе двух элементов, причем во второй половине фразы они повторяются в обратном порядке. (Пример: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, чтобы жить»).

    Градация – это фигура речи, предполагающая размещение слов во фразе в порядке нарастания либо убавления смысловой и экспрессивной значимости. В убеждающих речах, судебных – используется порядок нарастания. Построение нарастающей градации иллюстрирует фраза из Грибоедова: «В сенат подам, министру, государю!»

    Антитеза – фигура речи, представляющая собой соединение в высказывании противоположных образов и понятий с целью усиления значения одного из них. Например, «Не лаврами побед, а десятками тысяч похоронных венков оборачивается для народа любая военная агрессия».

    Вопрос – фигура, активно применяемая во всех родах и жанрах публичного красноречия. В действительности же выделяются два вида вопросов : гипофора , когда вопрос обращен к самому автору речи и он же на него отвечает, и риторический вопрос , когда ответ не предполагается, а само утверждение или отрицание облечено в вопросительную форму. Вопросно-ответный ход . Эта фигура выполняет в публичной речи различные функции, в частности, повышает экспрессию высказывания, а также активизирует внимание. Например, «Вы думаете этот человек сожалеет о содеянном и раскаялся? Нет! Об этом свидетельствуют его дальнейшие действия».

    Инверсия . Эта фигура речи представляет собой намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении. Чаще всего при инверсии в устной речи сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Рассмотрим, например, фразу: «Между тем историю делают люди, а не какие-то там объективные законы истории».

    Риторический диалог . Эта стилистическая фигура эффективно используется в убеждающих речах, лекционной пропаганде, в конфликтных речевых ситуациях и представляет собой имитацию разговора. Оратор как бы переходит к непосредственному разговору с аудиторией, задает сам себе вопросы от ее имени и сам же на них отвечает.

    Характеристика повторов и средств диалогизации.

    Диалогическая речь является основной формой разговорной речи. В диалогической речи особенно ярко проявляется коммуникативная функция языка, т.к. именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное общение. Характерные языковые признаки диалогической речи – тяготение к краткости и простоте формы. В связи с этим в диалоге преобладают различные виды предложений неполного состава, чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка коммуникации.

    Удобство диалогического повтора состоит в том, что он освобождает второго собеседника от необходимости подыскивать специальные слова и форму выражения своих мыслей, т.к. позволяет использовать словесный и структурный состав предшествующего высказывания. Вместе с тем, через повтор устанавливается смысловая и структурно-грамматическая соотносительность двух реплик. Информация располагается так, что опорная реплика несет ядро информации, которая получает свое развитие, обобщение, усиление и эмоциональную реакцию в реплике-повторе.

    Под диалогическими единствами подразумеваются единства, компонентами которых являются исходные реплики, различные виды диалогических (ответных) повторов, а также следующие за повторами реплики, которые тесно связаны с ними. Ответные повторы в составе диалогического единства могут быть разделены на три основных типа: суженные (т.е. с усечением), идентичные (полное повторение лексического состава и грамматической структуры исходной реплики), расширенные (осложненные дополнительными элементами- словами, группой слов).

    Повторение речевых элементов, привлекающее внимание читателя, подчеркивает его значимость, служит важным средством связи внутри текста. Диалогический ответный повтор может быть различной коммуникативной направленности и выполнять ряд функций в речи (логическая, экспрессивная, синтаксическая и пр.).

    Меморио: советы оратору по запоминанию речи.

    Мемория (от лат "память") - это раздел риторики, изучающий особенности запоминания ораторской речи

    Способы запоминания речи

    Три способа запоминания :

    · механический;

    · логический;

    · мнемотехническим

    Механический способ запоминания - это такой способ, основу которого составляет многократное повторение того, что надо запомнить

    По сути, этот способ представляет собой зубрежку (неэффективный), подобное запоминание происходит без осознания связи между отдельными элементами материала

    Логический способ запоминания - это такой способ, основу которого составляет осознание смысловой связи между элементами материала (человек часто нарушает последовательность во времени, перестраивает материал согласно смысловых отношений)

    Выполнение двух условий:

    1) осознание того, для чего нужно запомнить материал;

    2) понимание смысла того, что надо запомнить

    Мнемотехническим способ запоминания - это такой способ, который основывается на том, что материал переводится в другую знаковую систему, в другие образы, человеку легче сохранить в памяти. Одним из ведущих видов мнемотехники является ассоциативный способ запоминания (Симонид)

    Мнемонические приемы (приемы запоминания):

    Необходима внутренняя установка на запоминание текста .

    вступающий должен четко поставить себе задачу необходимости запомнить именно этот текст; лучше при этом убедить себя, что этот материал нужен надолго, т.е. давать себе установку на длительное запоминание;

    Вычленение в массе запоминаемого материала наиболее интересного .

    лучше и легче усваивается интересный именно для нас материал.

    Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу ,

    допытайтесь пробудить в себе не только интерес к предмету изложения, но и вызвать некоторые эмоций к своему тексту.

    Продуктивным приемом запоминания текста являемся репетиция его произнесения.

    Готовясь к выступлению, не старайтесь запомнить подготовленный текст полностью, дайте себе свободу вариантов, запоминайте канву выступления, ее основные моменты их надо знать твердо), подберите интересные примеры

    Нельзя «репетировать» речь частями, а только как единое целое.

    Составьте «шпаргалку», если вы не уверены в себе.

    Попробуйте представить себе не только будущую аудиторию, но помещение, в которое будет произнесена речь, акустику зала.

    Продумайте свое поведение во время выступления, жесты, мимику, одежду, прическу.

    21. Основные требования к Акции.

    Акцио - раздел риторики, дающий советы по произнесению общественной речи.

    Выступление начинается с момента предоставления слова докладчику. Двигайтесь уверенно , покажите всем своим видом, что это принципиальный вам момент и вы желаете разговаривать с аудиторией.

    Зрительный контакт нужно поддерживать в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки».

    В процессе выступления качественный оратор употребляет разные приемы вербования и удержания внимания. Вот некие из их:

    Вовлечение аудитории в процесс выступления - это не просто метод вербования и удержания внимания, он предполагает выполнение слушателями наблюдаемых действий. Более нередко применяемые приемы вовлечения последующие:

    Рачительное уточнение у присутствующих об критериях: как им отлично слышно; довольно ли света; отлично ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При всем этом спрашивать необходимо только о таких критериях, которые выступающий вправду может и готов поменять. Можно высказывать конкретно просьбу посодействовать. К примеру: «Пожалуйста, помогите мне пораздавать материалы», а не «Пожалуйста, пораздавайте материалы».
    Снятие напряжения .

    Выступая перед представителями определенной проф группы, нужно иметь достаточные представления о специфике их деятельности.

    По окончании выступления полезно коротко подвести итоги выступления и повторить главные мысли и фразы.

    При ответе на вопросы полезно соблюдать последующие правила:

    Получив вопрос, непременно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас готов. Выдержав небольшую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше понять. Также нужно осознавать, что не бывает глуповатых вопросов, бывают глуповатые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны либо со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.

    Ошибки общественного выступления .

    Демонстрация всезнайства .

    Неискренность .

    Оправдания и извинения .

    Отсутствие зрительного контакта .

    Монотонность речи .

    Язык и его функции.

    Язык – это инструмент деятельности человека, в которой он выполняет ряд функций. К основным функциям языка можно отнести:

    · коммуникативная (функция общения);

    · мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

    · экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

    · эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

    · когнитивная (формирование мышления индивида и общества)

    · волюнтативная (функция воздействия)

    · метаязыковая (металингвистическая) - разъяснения средствами языка самого языка.

    · Контактоустанавливающая (использование языка для установления психологического контакта собеседников)

    · идеологическая (использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений)

    Язык неразрывно связан с мышлением, ведь мы не только выражаем словами наши мысли, но и сами мысли представлены в виде слов; человек думает словами.

    Функциональные стили речи.

    Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств.