Когда был построен амфитеатр в городе Капуя? Самый сохранившийся римский амфитеатр в мире Что такое капуи в древнем риме

Местные жители указали нам дорогу к амфитеатру, как в другом городе указали бы, например, на собственный огород, мол, так вот он...
Так издали выглядит место, где жил и "работал" (от слова "раб") непокорный Спартак.

Вот вход на арену. Былое величие.


Так выглядели амфитеатры в те времена, когда являлись единственным центром "досуга" на всю близлежащую территорию: тут тебе и театр, и опера, и комедия, и трагедия, и боевик, и ужастики (когда арена использовалась для экзекуций и казней)

Если учесть, что этот амфитеатр в Капуе был построен задолго до Коллизея, то и размеры строения, и инженерные решения вызывают восхищение.

Я прошлась по травке, представляя, что там, внизу под ареной, готовятся к бою гладиаторы, а на трибуны прибывают зрители...


Насколько я поняла, огромные инженерные сооружения так и остались под землей, никто их так и не восстановил и,похоже, не собираются...
Но величественные останки былого могущества дают представление о том, что такое - строить на века.

До сих пор изумляюсь КАК можно было так вытесать каменные глыбы, чтобы они нерушимо стояли тысячи лет? Без цемента. Какими инструментами надо было пользоваться, чтоб добиться такой точности? КАК без машин и подъемных кранов водрузить их один на другой? Какие математические расчеты надо было сделать, чтобы расчитать арку, которыя держится ТОЛЬКО за счет именно этого правильно расчета. Без цемента и дополнительныъ креплений. Лего, черт возьми...

Арки входа высоченные... Это сколько ж кирпичиков пошло на одну такую, а таких арок было ого-го-го сколько...

Всё было украшено мраморными скульптурами и барельефами.

Музей гладиаторов на меня никакого впечатления не произвел. Если б я была матроной в то время, то все гладиаторы были бы мне по выточку, извините. Малорослые. Но судя по защитным приспособления для ног (не знаю как называются) они были, мало того, что приземистые, так и ноги у них были мощные, как колоды. На вскидку, эта штука для голени сильно велика даже для моего бедра. А они ж еще бронзовые,тяжелые. И на голову гладиаторы надевали тяжеленный шлемы... Здоровые были мужчины, хоть и коротенькие:)

Перед тем как отправилься в археологический музей, я собственноручно воздвигла памятник себе, любимой.

Музей в Капуе маленький, но достаточно интересный. Именно там, рассматривая посуду, украшения, приспособления, которым более 2х с половиной тысяч лет (!!!), я поняла, что за эти две с половиной тысячи лет человечество мало чего изобрело действительно фундаментального. Формы и способы изготовления этих амфор и других посудин СОВЕРШЕННЫ. Ни прибавить, ни убавить. Или колесо, к слову сказать. Что еще более гениальное есть на свете?

Мне еще "могилка" понравилась с посудой:)

и вот еще один кавалер. Этот вообще дуже маломерный. Потому что совсем древний. Зато с чашей какой-то. Бабу его не стала фотографировать - совсем мелкая, округлая, невыразительная.

Надо сказать, что народец проживал здесь весёлый

Заботились они о продолжении рода и поклонялись богине плодородия

Не знаю к какому времени относится этот саркофаг, но он привлекает своей простотой и ясностью - каждому понятно, что похоронен в нем был знатный человек (саркофаг из мрамора), который был и смелым, и ловким (на кабана трусы не ходят), и организатором отменным (народу сколько сагитирова), и ценителем прекрасного (знаком был с мастерами-камнерезами, причем очень неплохими. Даже если не сам был знаком и не сам заказывал саркофаг, то люди его окружения)

И шо вы думаете, римский Колизей самый крутой? - спрашивает один одессит другого.
- Не-а.... Он поломаный, а есть целый. Только о нем не все знают...

Потому что все знают только знаменитый римский Колизей. А в мире есть еще древнеримские амфитеатры, где рубили друг друга гладиаторы, лишь немногим уступающие ему по размерам и иногда даже лучше сохранившиеся...
Наиболее сохранившийся за более, чем 20 веков амфитеатр, является 5 по размеру и находится в хорватском городе Пула. Когда я узнал об этом, находясь под стенами этой некогда кровавой арены, у меня просто отвисла челюсть.
Он меньше Колизея на 50 метров, но сохранился практически полностью. И он производит сильное впечатление!


2. О том, что в Пуле, в которую мы приехали во второй день нашей поездки по Истрии, находится древнеримский амфитеатр, многие из нашей группы узнали на въезде в этот город.
Потом экскурсовод подвела нас к необычному фонтану, выполненному в виде карты старой Пулы, центром которой является амфитеатр. Здесь она сказала о том, что архитектором арены был тот же архитектор, который строил Колизей....

3. ... а потом мы пошли к амфитеатру, и когда он вдруг показался из-за виража алеи, мы поразились.
Огромное древнее строение посреди живущего своей жизнью города. Это впечатляет, поверьте мне.
Да еще и сама арена огромная...
И если до этого момента я не очень внимательно слушал нашего экскурсовода, рассказывающего об истории появления здесь амфитеатра, то теперь слушал всеми своими ушами.

4. Арена была построена в I веке н. э., в то время, когда Пула являлся достаточно крупным городом Римской империи. Изначально, она находилась за городскими стенами вдоль дороги Флавия. В 2—14 годах при императоре Августе, амфитеатр был деревянным, и лишь во времена правления Клавдия был перестроен и стал каменным. В 79 году арену расширили для того, чтобы принимать на ней гладиаторские бои.
По размерам и количеству зрителей амфитеатр в Пуле занимает 5 место в мировом рейтинге римских амфитеатров. Больше только римский Колизей, амфитеатр города Капуя, амфитеатр в городе Эль-Джем (Тунис) и амфитеатр Вероны.

5. Внешние стены арены высоту 29,4 м. На первых двух этажах находятся ряды с 72-мя арками, а на верхнем этаже расположено 64 прямоугольных отверстия. Размер осей эллипса амфитеатра равен 132,45 и 105,1 м (для сравнения, высота Колизея до 50 метров, а размер эллипса равен 187,77 и 155,64 м.).
Вместимость постройки, в период её активного использования, составляла 23 тыс. человек (вместимость Колизея - 50 тысяч зрителей). Трибуны были расположены под уклоном к самой арене. От публики эта территория была огорожена железными решётками. Основным развлечением зрителей были бои гладиаторов и травля диких животных. Под ареной находилось несколько подземных ходов, которые соединяли клетки и само место действия. Иногда над сооружением устанавливался velarium (большой парус), защищавший людей от солнца и дождя.

6. Арена построена на естественном склоне, поэтой в одно части стены амфитеатра высокие, с другой совсем ненамного выше земли. Сегодня вдоль задней стены арены идет городская улица, вдоль другой стены стоят столики ресторанчика.
Здесь можно пообедать местной дорадой на гриле под бокал свежего белого вина с видом на древнюю арену.

7. В V веке император Гонорий запретил гладиаторские бои, и арена становится никому не нужной. Постепенно амфитеатр начинают разграблять местными жителями, используя вытащенные камни в качестве стройматериалов. Разграбление было прекращенное лишь указом патриарха Аквилеи в XIII веке. В эпоху Средневековья, территория арены использовалась для выпаса домашнего скота, ярмарок и рыцарских турниров. В 1583 году сенат Венеции предложил разобрать постройку и перевезти её в свой город, однако эта идея была отклонена, и арена стоит здесь до наших дней.

8. Много крови повидала эта арена.
В эпоху Диоклетиана на Арене проходили страшные бои гладиаторов, рабов, пленников и диких зверей.

9. Говорят, что для строительства арены было привлечено больше 50 тысяч рабов после войны в Иудее

10. Кстати, это единственная из сохранившихся арен, которая имеет 4 башни и все три римских архитектурных ордера.

11. В наше время амфитеатр иногда используют для концертов, устанавливая здесь сцену и акустику. Ну и, конечно, амфитеатр открыт для туристов и в нем может побывать каждый желающий.
Он открыт с июня по сентябрь с 08:00 до 21:00, а с октября по июнь с 09:00 до 17:00
Стоимость взрослого билета 40 кун (чуть больше 5 евро), детского - 20.
Расположена арена в центре Пулы и найти ее не составит никакого труда

Блог-тур в Хорватскую Истрию организован компанией TUI

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

Сейчас на месте древней Капуи, знаменитого города с драматической и блестящей судьбой, соперничающего в своё время с самим Римом, расположен неприметный провинциальный городок, именуемый Санта Мария Капуя Ветере. Единственное, чем сегодня он привлекает туристов - это амфитеатр. Один из самых больших и древних во всей Италии, на арене которого выступал Спартак, и где началось знаменитое восстание рабов.

Амфитеатр в Капуе был возведён почти за столетие до римского Коллизея, в I в. до н.э., и лишь немного уступал ему по размерам. Капуанский амфитеатр и сейчас можно назвать " самым малоизвестным из всех знаменитых амфитеатров", хотя уже более полувека назад его активно пиарил такой знаменитый трэвелблогер

такой признанный мастер путевых заметок, как Мортон, вполне восторженно о нём отзывался:

"Мы доехали до Капуи. До нее всего несколько миль. Там, как и в Казерте, есть старый и новый город. Мы пришли в Старую Капую, и я с восторгом увидел руины амфитеатра. Его размеры и сохранность могут поспорить с римским Колизеем. Там не было ни души. Мы с профессором ходили по травянистому гиганту, словно одинокие фигуры на гравюре Пиранези... Цирк был самым большим в Италии, пока не построили Колизей, но как руина, а также как образец сложных подземных сооружений, клеток и подъемников он, на мой взгляд, намного интереснее Колизея" ( "От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии" Генри Мортон)

Надо сказать, что Капую даже в качестве места транзитной остановки мы выбрали не без сомнений - городские фото выглядели не сказать чтобы слишком привлекательно. Решающую роль сыграла возможность арендовать домик, терраса которого вплотную примыкала к территории амфитеатра, можно сказать, находилась почти что на самой арене. В итоге эта транзитная остановка стала одним из самых ярких впечатлений за всю поездку...

Таким по приезду мы увидели амфитеатр Капуи со своей террасы

Капуя. Амфитеатр




Сидя на веранде, место давних кровавых сражений можно было рассматривать неспешно и с комфортом

3

И с примыкающего к ней садика тоже был прекрасный обзор



Капуя. Вид на легенду с террасы нашего номера

А уж качаясь в гамаке рядом с таким местом, наверное, сам бог велел задуматься о превратностях судьбы вообще и обо всех этих гладиаторах в частности. Как они тут сражались и умирали на потеху публике (в рамках, если можно так выразиться, государственной программы "хлеба и зрелищ") и как восстали, предпочтя "умереть стоя, но не жить на коленях". И почему порочная красота фразы "Идущие на смерть приветствуют тебя" до сих пор обладает какой-то странной притягательностью и очарованием.
5

Капуя. Амфитеатр. Повесивший здесь гамак явно был философом в душе

Даже не верилось, что можно поселиться в такой фамильярной близости от мест, где была написана одна, если не из самых славных, то уж точно - самых любимых страниц человеческой истории... Прошло больше 2000 лет, а Спартак не только не забыт, но уверенно войдёт в любой топ лучших представителей рода человеческого (наряду, уж не будем упоминать с кем, дабы ненароком не оскорбить чьи-либо чувства)))

Хотели, было, поднять бокалы за доблесть сражавшихся здесь когда-то и за красоту рождённых здесь легенд, но бокалов в доме не оказалось, пришлось довольствоваться стаканами.

6


. Легендарный амфитеатр. Как здесь не выпить!

Закатное солнце добавило драматизма и экспрессии в и без того впечатляющее зрелище - и покидать свои "места в партере" категорически расхотелось
7


Амфитеатр. Закат


Капуя. Легенда на расстоянии вытянутой руки

Так на своей веранде мы до темна и просидели


*****

Краткая историческая справка

*Cпартак (примерно 120 — 71 до н.э.) . Вождь крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме в 74 -71 годах до н.э. Родился во Фракии (современная Болгария). Будучи военнопленным, попал в рабство и был продан в школу гладиаторов Лентула Батиата в Капуе. Нравы, царившие в школе Батиата, подробно изображены в несколько попсовых, но красочных сериалах "Спартак. Кровь и песок" и "Спартак. Боги арены". Надо отдать должное сериалам подобного рода - несмотря на свою попсовость, они делают историю легкоусвояемой и удобоваримой (а иногда и любимой) для неискушённой публики.

Несколько фоток, чтобы освежить в памяти

Современники отзывались о Спартаке неизменно лестно. Плутарх, которого трудно заподозрить в симпатиях к восставшим и чьей беспристрастности можно более менее доверять, характеризовал его следующим образом: «Спартак… человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на образованного эллина, чем на варвара"

Восстание Спартака началось с того, что группа рабов-гладиаторов, примерно 70 человек, бежала из капуанской школы после раскрытия заговора. Всего участников заговора было более 200 человек, но остальные погибли от рук стражи гладиаторской школы и города Капуи при прорыве. Выжившие смогли укрепиться на труднодоступной горной вершине вулкана Везувий, который тогда считался потухшим.
Поначалу никто не распознал в бегстве горстки рабов первые зарницы надвигающейся бури, которая едва не уничтожила Римскую империю. Но численность отряда Спартака быстро увеличивалась, поэтому для его уничтожения был выслан римский легион под командованием претора Клодия. Легионеры поставили свой укрепленный лагерь на единственной тропе, ведущей к вершине Везувия, самонадеянно решив, что таким образом они захлопнули ловушку для восставших. Тогда гладиаторы сплели из виноградных лоз длинную лестницу и ночью спустились по ней с горного обрыва. Римский легион, неожиданно атакованный с тыла, был разбит.
Потом было ещё много побед над армией могущественной Римской империии. Численность армии Спартака доходила до 120 000. Риму удалось победить только через три года. Для победы пришлось не только собрать все силы и возобновить обряд децимации в армии, но и отозвать войска из своих дальних провинций. *

Утром, купив комплексные билеты по 2,5 евро (!) за всё про всё , отправились на осмотр амфитеатра.
Верхняя часть (в отличие от нижней) сохранилась плохо. Она сильно пострадала от нашествия вандалов в 5 веке, а в 12 веке норманны разбирали её на стройматериалы для строительства замка и моста. Сейчас трудно поверить, что вместимость амфитеатра была 40 тысяч человек, а высота его четырёх этажей достигала 50 метров ( приблизительно это высота 15-этажного современного дома). Амфитеатр окружали арки из травертина с бюстами божеств. Уже по возвращению узнали, что семь божеств в целости, сохранности и почёте пребывают сейчас на фасаде муниципалитета (остальные - в городском музее). Знали бы - заехали посмотреть.

Главная достопримечательность города Капуя - амфитеатр

Пошли бродить по арене... По той самой, где "кровь и песок"

Когда по ней идёшь, она кажется огромной. В общем, было где побегать друг за другом с оружием и побороться за жизнь...


Официальные размеры: 170 м х 139м

Мы довольно долго изучали амфитеатр в полном одиночестве, пока на арене не появилась большая группа итальянских школьников во главе с красоткой училкой.

19

Капуя. Местные школьники на экскурсии в амфитеатре


Он оказался совсем маленьким. По-видимому, большую часть наиболее ценных экспонатов разобрали более статусные музеи. Но всё же кое-какие шлемы, щиты и доспехи в нём остались


А таким амфитеатр был до вандалов и норманнов


В своё время амфитеатр Капуи был очень богато украшен. Кое-какие из украшений перепали и музею

К


Капуя. Музей гладиаторов


А части мраморных украшений, не дотягивающие до музейного уровня, разместили на стенах подземных переходов амфитеатра

По-моему, хорошее дизайнерское решение.


Но для многих ценных с точки зрения археологии элементов хорошего дизайнерского решения, по-видимому, пока не нашлось. Поэтому они всё ещё валяются хаотично и безыдейно там и сям.



В музее можно посмотреть маленькое представление. Отчасти кукольное, отчасти театральное.


Если нажать на кнопочку, то выполненные в натуральную величину фигуры гладиаторов и зверей начинают двигаться.


И заканчивается всё вот таким образом



Капуя. Музей гладиаторов

На мой взгляд, слишком уж простовато и бесхитростно для археологического памятника такого уровня... Но, с другой стороны, детям должно нравиться ...

После музея мы пошли в нижние части амфитеатра, где нас и ожидало самое интересное

Он делится на современную и древнюю Капую.
Наибольший интерес для путешественников представляет древняя – руины античного города, который был вторым по величине и мощи городом после Рима .
Капуя была основана этрусками в V в. до н.э., хотя многие историки называют и более ранние даты. Тем не менее , которую этруски называли Вальтурнум , по протекающей рядом реке, входила в 12 городов-колоний Этрурии. Не просто входила, а была крупнейшим из них. В IV в. до н.э. стала самым большим городом Италии . Позже город захватили самниты, во время войны самнитов с римлянами, перешла на сторону последних. В I в. до н. э. Цицерон называл Капую «вторым Римом », а Авсоний писал, что она входит в десятку самых важных городов Империи.
Во время второй Пунической войны Капуя стала целью Ганнибала, в 216 г. до н.э. после битвы при Каннах она была завоевана и стала частью Карфагена. В это время в Капуе чеканили собственные монеты, что говорит о высоком статусе города. процветала, и все говорило о том, что ей уготована великая судьба быть первой.
Но в 212-211 гг. до н.э. после нескольких осад Капую захватил Рим . Многие были казнены и убиты. Рим стал унижать город. Только при Цезаре опять стала возрождаться и расти, но былого величия уже не достигла.
После падения Римской империи Капую заняли вестготы и вандалы, город стал частью герцогства Беневенто . В 841 году произошла большая битва с сарацинами, в ходе которой Капую захватили, разрушили и разграбили. Население вынуждено было спасаться бегством и основать на новом месте другой город – современную Капую .
В X в. Капуя становится столицей Капуанского княжества.
В 1059 г. к власти приходят норманны. В это время Капуя растет, благодаря своему стратегическому положению. После норманнов на юге Италии господствовала Швабская династия, из которой выделялся Фридрих II. Он укрепил Капую, возведя башни на древнеримском мосте, построил триумфальную арку, которая не сохранилась до наших дней.
Во время конфликта между Швабской и Анжуйской династией Капуя становилась сценой сражений и терпела разрушения. После анжуйского периода, власть перешла к Арагонской династии, это было достаточно спокойное время для города. Тем не менее, в правления Фридриха I Арагонского случилось печальное событие, называемое резня в Капуи , в 1501 году город захватил Цезарь Борджиа, его солдаты вырезали несколько тысяч местных жителей.
Позже Капуя находилась под властью австрийцев.
В 1860 году Капую заняли войска Гарибальди, и город примкнул к объединенной Италии .
В 1943 году город подвергся бомбардировках, в ходе которых пострадали многие исторически значимые здания, в том числе Кафедральный собор и римский мост. Было разрушено 75% центра Капуи .

Исторический центр Капуи находится у истока реки Вольтурно, где расположены памятники старины, в основном они относятся к Средневековью.
Знаменитый римский амфитеатр , ради которого в Капую приезжают туристы, находится в квартале Santa Maria Maggiore .
Чтобы добраться до древней Капуи надо сойти на ж/д станции Santa Maria Capua Vetere и пройти пешком минут 20.

Римский амфитеатр в Капуе считается втором по величине в мире.

Амфитеатр.

Его возвели в I в. до н.э. Размерами амфитеатр лишь немного уступает Колизею – 170 на 139 метров, он вмещал 40 тысяч зрителей. Амфитеатр поднимался вверх на 4 этажа высотой около 50 мертов, его окружали арки из травертина с бюстами божеств, семь из которых сейчас можно увидеть на фасаде Муниципалитета, а остальные в городском музее.


Амфитеатр.

Все самое ценное, что сохранилось от амфитеатра хранится в трех музеях – музей Кампании (Museo Campano), археологический музей древней Капуи - Santa Maria Capua Vetere и археологический музей в Неаполе (здесь можно увидеть Венеру Капуанскую).
После падения Римской империи амфитеатр был сильно разрушен вандалами. Во времена норманнского господства часть амфитеатра была разобрана и пущена на строительство Каменного замка.


Амфитеатр.


Рядом с амфитеатром находилась древнейшая школа гладиаторов, известная тем, что здесь выступал Спартак и отсюда вспыхнуло восстание в 73 году до н.э.


Большинство церквей Капуи датируются IX-XV вв., которые в последующие века перестраивали и реставрировали, порой сильно меняя их внешний вид.


Капуя была укрепленным городом, и крепостные стены препятствовали его расширению. Поэтому строили слоями или этажами вверх, теперь можно любоваться этой слоистой постройкой. Капуя многое перенимала от Неаполя , поэтому, когда в столице был популярным стиль барокко, не осталась в стороне. Дворцы и церкви в стиле барокко встречаются на улицах Капуи , но здесь барокко менее явное, более спокойное. К сожалению, большая часть исторического центра была разрушена в ходе бомбардировок 1943 года.


Капуя. Италия


Капуя. Италия


Капуя. Италия


Капуя. Италия

Кафедральный собор посвящен святым Стефану и Агате. Он был основан в 856 году, позже перестраивался и расширялся. Но от старого облика ничего не сохранилось, собор практически полностью был разрушен во время второй мировой войны.


Кафедральный собор в Капуе.