Лирика Тютчева и Фета (Сравнительный анализ). Cвоеобразие Лирики Тютчева и Фета. Лирические Герои Текст стихотворения А. Фета «Море и звёзды»

Вопросы и задания для сопоставительного анализа

1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой по­этический смысл можно при этом заметить?

5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.

6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявив­шихся в эти стихотворениях.

В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщаю­щую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер лирики, мысль в кото­рой всегда сливается с об­разом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человече­ского бытия Трагический характер лирики, домини­рующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и опти­мизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чув­ством гармо­нии мира
Жизнь, по Тютчеву, - это противо­борство враждебных сил. Но драматизм восприятия дейст­вительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безна­дежности и смерти, но именно любовь дает человеку величай­ший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета -- миг, закреплен­ный в веч­ности. Красота в его стихах -- это преодоленное стра­дание, радость, добы­тая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, ко­торые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Не­зримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие пер­возданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изна­чально - это тоже хаос. Импрессионистский характер изобра­жения чувств, их фрагментарность и пре­дельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура сти­хов, их внут­реннее равновесие сочетаются с ощуще­нием эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предмет­ные реалии внешнего мира и субъективные впечат­ления от этого мира, производимые на поэта. Мас­тер­ство в изображении гармонии предмет­ных реа­лий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной мета­форичностью стихов, ди­намичностью и му­зыкальностью художественных об­разов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фоне­тических и живописных образов, сочета­ние звукописи с неожи­данной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании паралле­лизмов, по­второв, периодов, ритмических пауз, богатство и глу­бина поэтических ин­тонаций, звуковой инструмен­товки

Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета

1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?

2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?

3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?

4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?

5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?

6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?

7. Цвет и звук в лирике Тютчева.

8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.

1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.

2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).

3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).

4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.

5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?

6. В чем своеобразие темы любви в лирике Фета?

7. Какова стилистическая роль метафор в поэзии Ф. И. Фета?

8. "Что есть красота?" (Н. Заболоцкий). (По лирике Фета).

9. Импрессионизм поэзии Фета.

10. Почему у лирического "я" Фета радость есть преодоленное страдание?

11. Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева (Фета). (По выбору уча­щихся).

12. В чем особенности поэтического стиля Тютчева и Фета?

Написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно. При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике. Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.

Особенности лирики Тютчева

Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.

Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

Особенности любовной лирики

Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.

Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной. Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Особенности изображения природы

Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил , достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.

Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.

Краткое описание

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.
Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Вложенные файлы: 1 файл

Cвоеобразие Лирики Тютчева и Фета. Лирические Герои.
Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.
Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.
Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.
Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех.
В стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?” (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога:

Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке -
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..

У Тютчева нет “мертвой природы” - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенья разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
(“Тени сизые смесились”, 1835)

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению.
В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.
Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении “Сияла ночь, луной был полон сад...” (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов - глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.
Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье...”).
В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад...” пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: “Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна - любовь, что нет любви иной”.
Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: “ты одна - вся жизнь”, “ты одна - любовь”. Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы:

Нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени (“Я очи знал, - о, эти очи!”, “Я встретил вас- и все былое...”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.
В стихотворении “К. Б.” трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью:

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас...
В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.
То же ощущение наполняет стихотворение “О, как убийственно мы любим!” (1851), вошедшее в “Денисьевский цикл”. Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести “поединок роковой двух сердец”:

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Трагизм наполняет и стихотворение “Последняя любовь”"(1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!”. И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: “Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность...” В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”.
Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична.

Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.
Стихотворение “На заре ты ее не буди” все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: “И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон”. Появление эпитетов, таких, как “утомительный сон”, указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объясняется причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: “Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней”. Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: “Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит”. Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.
Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество. В стихотворении философского характера “Два голоса” (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И “хоть бой и неравен, борьба безнадежна”, важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: “Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!”. Тем же настроением проникнуто стихотворение “Цицерон” (1830).
В стихотворении “Silentium!” (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: “Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?”. Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: “Лишь жить в себе самом умей - есть целый мир в душе твоей”.
У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую” (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: “Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим”.
В стихотворении “Кот поет, глаза прищуря” (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического “я”, сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя:

Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.
Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире...

Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета

Лирические произведения Ф. Тютчева и А. Фета отражают своеобразие восприятия весенней природы, ее влияния на душевный мир, мысли, чувства, настроения каждого из авторов. Весна-это время, когда природа оживает, пробуждается после длительной зимней спячки, это пора расцвета и преображения всего окружающего.
Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф. Тютчева. Пейзаж дается поэтом в движении, причем явления природы отражают таинственные движения человеческой души. Природа как живой организм, который умеет чувствовать, ощущать, проявлять свой характер.

Кроме глубины, создания его отличаются неуловимой тонкостью и грацией.
Природа для Тютчева всегда юная. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…».

Весна для него – прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которого исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды – вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха.

Поэзия Тютчева оптимистична. Во всем мировоззрении поэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках «Вешних вод» («Еще в полях белеет снег…») и «Весенней грозы». Рассмотрим стихотворение «Вешние воды»:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Весна воспринимается поэтом не только как чудесное время года, но и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению.
В этом стихотворении динамика достигается двумя приемами: во-первых, это словесные повторы («бегут», «идет»), создающие иллюзию движения воды и весеннее половодье чувств, и, во-вторых, это система звукозаписи, имитирующая бульканье и переливы ручьев.
В стихотворение «Весенние воды» заключена объемная и панорамная картина пробуждения огромного мира, его изменения во времени.

В стихотворении «Весенняя гроза» не только человек сливается с природой, но и природа одушевляется, очеловечивается: «весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Гроза у Тютчева- это одновременно образ молодости, взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового.

«Люблю грозу в начале мая» – на редкость веселое, ничем не омрачаемое, бодрое стихотворение. Озорное, искрометное, молодое. Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его не грозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые», раскрепощенные, обещающие. И первое слово стихотворения – самое сильное, ласковое, обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное – «люблю». «Люблю грозу» и уточняющее – «в начале мая» – звучит не календарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло, молодо» .Такое прочтение стихотворения Тютчева мы видим у Льва Озерова.

В тютчевском цикле стихов о весне есть одно, так и названное «Весна», удивительное по глубине и силе вложенного в него чувства:

Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, -
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Весна: Она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,
Свежа, как первая весна;
Была ль другая перед нею -
О том не ведает она;
По небу много облак бродит,
Но эти облака ея,
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет,
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет, -
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!
Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь -
И жизни Божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь!

Исходя из текста данного стихотворения, мы можем сказать, что для молодого поэта мир полон тайн, загадок, которые могут быть постигнуты лишь вдохновенным певцом. И этот насыщенный тайнами и одушевленный мир, по убеждению Тютчева, открывается человеку только в короткие мгновенья, когда человек готов слиться с природой:

И жизни божески-всемирной
Хотя на миг причастен будь!

О весне сказано, что она светла, блаженно-равнодушна, свежа.
Анатолий Горелов говорит о том, что «весна для Тютчева – устойчивый образ созидающего начала бытия, он и сейчас восторженно принимает ее прелести, но помнит, что она чужда людскому горю, злу, ибо «блаженно-равнодушна,

Тютчевская гениальная лирика совмещает в себе земные приметы с тревогами и чаяниями души. Это мы видим на примере стихотворения «Еще земли печален вид…»:

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась….

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

В очерке о Тютчеве Лев Озеров высказал следующее, очень тонкое, замечание:«Он не украшает природу, он, наоборот, срывает с нее «покров, накинутый над бездной. И делает это с тою же решительностью, с какой другие русские писатели срывали маски с общественных явлений».
Образы природы для Тютчева не только объекты любования, но и формы проявления таинств бытия. Его отношения с природой активны, он хочет вырвать ее тайны, а восторг перед ее красотой совмещается в нем с сомнениями и бунтом» .
В стихотворении «Зима недаром злится...» поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны.

Лист зеленеет молодой
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,–
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

В стихотворении «Первый лист» листья являются главным объектом внимания, все остальные реалии – березы, весна, лето, голубое небо, лучи солнца – это тот необходимый фон,с которым связано их появление.
Автор говорит об их легкости, прозрачности, внезапности их появления, об их массе-количестве, их легком шуме-движении.
Нужно уметь запечатлевать изменчивость, движение. Любое явление должно схватываться в абсолютно мгновенном аспекте.
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются прекрасные картины природы, ведь Тютчев, как никто, умел передать цвета, запахи, звуки окружающего мира.

А.А.Фет.

«Природы праздный соглядатай» – так сам Фет полуиронически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества.

В пейзажной лирике Фета проявилась его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей; их своеобразное, индивидуальное восприятие.

Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека; одухотворял природу, создавая пейзажные картины, во всей полноте отражающие состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии.
Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние: он изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов.
Эта точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России.
Фет любит описывать точно определимое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).
В фетовском преклонении пред природой можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» и т.п.

При всей правдивости и конкретности описания природы оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод...

В монологе рассказчика нет ни одного глагола - излюбленный прием Фета, но здесь также нет ни одного определяющего слова, кроме местоименного прилагательного «это» («эти», «этот»), повторенного восемнадцать раз! Отказываясь от эпитетов, автор словно признается в бессилии слов.
Лирический сюжет этого короткого стихотворения основан на движении глаз рассказчика от небесного свода – к земле, от природы – к жилищу человека. В последних строках взгляд лирического героя обращен внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).
Для человека весна связана с мечтой о любви. В эту пору в нем пробуждаются творческие силы, позволяющие «парить» над природой, осознанно ощущать единство всего сущего:

Эти зори без затменья.
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.

В поэтическом мире Фета важны не только зрительные, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные образы.

Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений.
В «весенних» циклах преобладают светлые картины и мотивы цветения, любви, юности. «Человеческое» и «природное» в этих картинах или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству.

Ликующая красота мира – вечный источник вдохновения поэта, который наперекор всем жизненным неурядицам вселяет в него оптимизм, трепетную жажду жизни, свежесть восприятия мира.
Когда у Тютчева деревья бредят и поют, тень хмурится, лазурь смеется, свод небесный вяло глядит, а гвоздики лукаво глядят, – эти предикаты уже не могут быть поняты как метафоры.
Фет идет в этом дальше Тютчева. У него «цветы глядят с тоской влюбленной», роза «странно улыбнулась», ива «дружна с мучительными снами», звезды молятся, «и грезит пруд, и дремлет тополь сонный», Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами.

Давайте рассмотрим стихотворение «Жду я, тревогой объят…»:

Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.

Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.

Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!

«Стихотворение предельно напряжено, эта тревога и от нагнетающего напряжение повтора в самом начале («Жду… Жду…»), и от странного, вроде бы бессмысленного определения – «на самом пути». Но в этом «самом» тоже есть предельность, конечность. Простая тропа «через сад» стала «самым путем» с бесконечной уже многозначностью смыслов: роковым, первым, последним, путем сожженных мостов и т.д. В этом максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу, и сам, отдаваясь ей, начинает жить как природа.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!

Это не аллегория, не сравнение с весной. Она и есть сама весна, сама природность тоже, в этом мире органично живущая.

А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. В его пейзажной лирике много мельчайших подробностей реальной жизни природы, которым соответствуют разнообразнейшие проявления душевных переживаний лирического героя. Например, в стихотворении «Еще майская ночь» прелесть весенней ночи порождает в герое состояние взволнованности, ожидания, томления, непроизвольности выражения чувств:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Ю. Айхенвальд заметил, что для поэзии Фета характерны не переходы, а прорывы. Вот такой «прорыв» в эпос и представило стихотворение 1844 года:

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.

Здесь мы видим у Фета на редкость удачный пример, когда личное настроение сливается с общим настроением других людей, массы, народа, выражает его и растворяется в нем.
Позднее фетовские стихи близки к тютчевским. Фет вообще близок к Тютчеву как представителю «мелодической» линии в русской поэзии. Символика природы, построение стихотворения на сравнении природы и человека, философская мысль– все это особенно сближает позднего Фета с Тютчевым.
Вот стихотворение «Я рад, когда с земного лона…» (1879):

Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ.

И рядом, куст родной смущая,
И силясь и боясь летать,
Семья пичужек молодая
Зовет заботливую мать.

Не шевелюсь, не беспокою.
Уж не завидую ль тебе?
Вот, вот она здесь, под рукою,
Пищит на каменном столбе.

Я рад: она не отличает
Меня от камня на свету,
Трепещет крыльями, порхает
И ловит мошек на лету.

«Стихотворение передает радость приобщения к жизни природы в дни «весенней жажды», как говорит здесь Фет, повторяя выражение из раннего стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» («И весенней полон жаждой»). Тема традиционная в поэзии.
На рассматриваемой нами (одной из любимых тем Фета – теме прихода весны) удобно проследить эволюцию Фета от импрессионистически окрашенных изображений к созданию символов. «В 40-е годы приход весны рисуется в основном распространением на природу весенних чувств лирика:

В новых листьях куст сирени
Явно рад веселью дня.
Вешней лени, тонкой лени
Члены полны у меня.
(«Весна на юге»)

В 50-е годы приход весны показывается обычно подбором примет, как в уже цитированном стихотворении «Еще весны душистой нега…» или в стихотворении «Опять незримые усилья…»:

… Уж солнце черными кругами
В лесу деревья обвело.
Заря сквозит оттенком алым.
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор…

В 60-е годы, в связи с философским углублением темы, подход к ней снова меняется. Фет опять уходит от детализированных описаний, конкретные проявления весны заменяются ее символическими атрибутами:

Я ждал. Невестою-царицей
Опять на землю ты сошла.
И утро блещет багряницей,
И всё ты воздаешь сторицей,
Что осень скудная взяла.

Ты пронеслась, ты победила,
О тайнах шепчет божество,
Цветет недавняя могила,
И бессознательная сила
Свое ликует торжество.

Тема дана в настолько обобщенном виде, что друг другу противостоят скудная осень и победная весна; а что весна сменяет не осень, а зиму – это, видимо, при такой степени обобщенности не играет роли.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега…» запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.
Обратим внимание на начальную строку «Ещё весны душистой нега…». Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений – “нега”

Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: «заря», «краснеет», «желтеет». Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что «солнце греет», что соловей поёт в смородинном кусте.

Это стихотворение как бы перекликается с тютчевским «Ещё земли печален вид…», написанным существенно раньше.
Образы природы в стихотворениях Фета разнообразны. Среди них есть устойчивые символы, например: утро, заря и весна. Много цветов (роза, ландыш, сирень) и деревьев (ива, берёза, дуб). Как уже говорилось, приход весны – один из любимых мотивов Фета. Весеннее обновление природы, расцвет жизни вызывает у поэта прилив сил, приподнятое настроение. В его стихах как персонажи предстают куст сирени, пушистая верба, душистый ландыш, просящий солнечных лучей, журавли, кричащие в степи- они прежде всего служат средством выражения лирического чувства. Мотив весны помогает поэту передать самое главное свое ощущение – радостное принятие окружающего мира, желание бежать «навстречу вешним дням». Чудесные строки о весеннем дожде, о полете бабочки, о пчелах, вползающих в душистые цветы, будят в душе каждого человека теплые чувства. Как весна согревает все живое, так и стихи Фета о весне ласкают слух, возвышают душу.
С мотивом весны в лирике Фета тесно связан образ зари. Заря отождествляет огонь солнца. В начале дня все краски природы прозрачны и чисты, лучи солнца освещают землю нежным светом. Таинственный мир сияет в отблесках зари, рождая волшебную силу вдохновения. Весна – источник трепетного восторга, она дает возможность сердцем прикоснуться к Прекрасному.
Обычным стало сочетание этих двух имен – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют. Уступая Тютчеву в космической масштабности поэтического чувства, Фет в некоторых своих стихотворениях прикоснулся к вечным темам, непосредственно связанным с бытием человека. Фетовский человек находится в постоянном и разнообразном общении и разговоре с природой. В самых обыкновенных предметах Фет находит поэзию. У двух художников, естественно, разные результаты. Там, где у Тютчева одна-единственная картина, у Фета великое множество этюдов
Общее для Тютчева и Фета – философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Это видно из тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, особенностей образного ряда у обоих поэтов, символики деталей у Тютчева и их конкретности у Фета.
Итак, подытожим еще раз, какие признаки, или качества, природы выделяет Тютчев, создавая поэтический образ весны в своем творчестве. Краски интересуют его лишь в малой степени. Цветовые эпитеты немногословны и, как правило, неоригинальны. Они лишены у него обычно основной смысловой нагрузки. Зато большую роль у него обычно играют глаголы движения, передающие состояние объектов природы. На первый план выдвигаются слуховые и тактильные, осязательные признаки пейзажа. До Тютчева слуховые образы не играли подобной роли ни у одного из русских поэтов.
У Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения. Он очень дорожит мигом, стремится к фиксации изменений в природе и любит описывать точно определимое время суток. В его творчестве поэтический образ весны сопоставлен с переживаниями, психологическим настроем человека.
В лирике Фета, как и Тютчева, поэтический образ весны неотделим от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.


Список использованной литературы:

1. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М.: Наука, 1980.
2. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. – Саратов, Изд. Сарат. ун-та, 1969.
3. Лагунов А.И. Афанасий Фет. – Х.: Ранок; Веста, 2002.
4. Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.: Худож. лит., 1975.
5. Озеров Л. А.А. Фет (О мастерстве поэта). – М.: Знание, 1970.
6. Скатов Н.Н. Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция). – М., 1972.


Цели урока:

  • систематизировать знания по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;
  • научить ребят находить общее в творчестве поэтов;
  • прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование:

  • репродукции “Зимний пейзаж”, “Гроза”;
  • портреты Ф.И.Тютчева<Рисунок 1> и А.А.Фета<Рисунок 2>;
  • магнитофон, кассеты с романсами, выставка книг о Ф.И.Тютчеве и А.А.Фете; у каждого учащегося на столе лежат распечатки стихотворений, которые будут звучать на уроке.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы рассмотрим художественный мир лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества этих поэтов.

Кроме того, сегодняшний урок поможет вам подготовиться к сочинению.

Мы поговорим с вами о (план урока на доске):

  1. пейзажной поэзии Тютчева и Фета;
  2. философской лирике;
  3. лирике любви.

Запишите пункты плана в тетрадь!

1. Пейзажная лирика.

Откуда были родом Тютчев и Фет?

(оба из Орловской губернии: Фет - Новосёлки Мценского уезда, Тютчев – Овстуг на Брянщине)

Каких ещё вы знаете поэтов и писателей, выходцев Орловской губернии?

(Кольцов, Тургенев, Лесков)

Какой теме уделяли оба поэта много внимания?

(теме природы)

Тютчев и Фет – певцы природы средней полосы России.

А Воскресенск (город, в котором проходит урок) - средняя полоса? (Да)

Значит, Фет и Тютчев могли наблюдать примерно такой же пейзаж, который мы видим за окном и на репродукции (на доске прикреплена репродукция с изображением зимы).

Давайте послушаем стихотворение Тютчева “Зима недаром злится”.

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Чем удивило вас это стихотворение? Каковы его особенности?

(Природа оживает, олицетворения)

А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета.

Пришла, - и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься . (Замерло от восторга)

Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат эдема . (Рай)

О чём стихотворение? (О приходе весны)

Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета? (одна тема)

Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну.

А с чем у вас ассоциируется весна? (Приближение весенних дождей, весенней грозы)

С чем связан образ грозы? Каков его смысл?

(Гроза как очищающая сила, природа оживает после грозы)

Докажите мне это.

Давайте посмотрим, как раскрывается образ грозы у Тютчева.

(Читает ученик наизусть стихотворение “Весенняя гроза”)

Весенняя гроза.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Какое художественное средство помогает передать красоту природы? (Олицетворение)

Найдите эпитеты в этом стихотворении.

А сейчас я прочту самое известное стихотворение Фета:

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!

Какая особенность в этом стихотворении?

(Много назывных предложений)

Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина…”

2. Философская лирика.

Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?

(Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика)

Так у Тютчева:

Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе,
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой. (“Волна и думы”)

Между чем Тютчев проводит параллель в этом стихотворении?

(Движения в природе совпадают с волнением человеческой души, мысли)

И у Фета описание природы передаёт состояние человека. Например, в стихотворении “Какая грусть! Конец аллеи…” (1862)

На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

Мы видим тоже параллель природы и состояния души человека.

Любому поэту свойственно подводить итог своему творчеству. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиями его жизни.

Какие вы помните противоречия в жизни Фета, на что он потратил много сил?

(Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин)

Фет устаёт от этого, ищет покоя в потустороннем мире в стихотворении “Смерть” (1878)

Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
И если жизнь – базар крикливый бога,
То только смерть – его бессмертный храм.

У Тютчева другое восприятие жизни и смерти.

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать, -
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь…

(Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление)

3. Лирика любви.

Ребята, а какие вы помните противоречия в жизни Тютчева и Фета, отразившиеся в лирике любви? Что объединяет личную жизнь Фета и Тютчева?

(Оба пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла.

Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта)

Следовательно, это чувство носит в лирике трагический характер.

Послушайте воспоминание Тютчевым последних часов Е.А.Денисьевой:

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой): (Почему?)
“О, как всё это я любила”

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

1864, Ницца

Радостного в любви почти нет.

Послушайте отрывок из романса. На чьи стихи он положен? <Приложение 1>

(Звучит романс “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.)

Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер).

Какое ощущение возникает при его прослушивании?

(Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)

Послушайте ещё один романс (на стихи Фета “На заре ты её не буди”).

На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка её горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.

Наш урок подходит к концу.

Мы сегодня ещё больше узнали о творчестве великих поэтов. Доказательством их величия и таланта являются пророческие слова самого Тютчева о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.

О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:

Он в мире грёзы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.

А теперь запишите темы домашних сочинений :

1. Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии.

2. Лирика А.А.Фета в моём восприятии.

3. Свободная тема по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (тему формулирует сам учащийся).

Итоги урока, выставление оценок.

Дополнительные вопросы для рассмотрения на уроке. Поэты и политика.

Фет и Тютчев в своём творчестве были далеки от политической жизни, социальных вопросов.

Но отношение к грандиозным историческим событиям мы всё-таки можем найти в их стихотворениях.

Вспомните пушкинские строки:

И на обломках самовластья
Напишут наши имена! (“К Чаадаеву”, 1818)

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил.

Что это значит?

(Тютчев считает, что без глубокого знания России любое политическое действие обернётся насилием, самовластьем. Но Пушкина при этом он ценит высоко!)

На стенде надпись: “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет”. Тютчев о Пушкине.

А.А.Фет вообще не желает вмешиваться в общественные битвы. Для него радость в поэзии, в творчестве, а не в обществе:

Радость чуя,
Не хочу я
Ваших битв.

И даже отворачивается от страдающего человека:

Я ради мук твоих не стану изменять

Свободы вечному призванью.

Это отличает его от Некрасова: “Не верь, что неимущий хлеба// Не стоит вещих струн твоих” (“Поэт и гражданин”), “Я лиру посвятил народу своему” и др.

Фет в творчестве старается закрыться от политики, социальных тем, уйти в себя.