Признаки любви аллаха к своему рабу. Любовь к Аллаху! 3 признака любви аллаха к человеку

Аллах - Господь миров, вся власть и могущество принадлежат Ему. Лишь Аллаху свойственно повелевать, править и определять дозволенное и запретное. Он создает, дает жизнь и одаривает благами, и забирает жизнь тоже Он. Он же сделал человека наместником Своим на земле и повелителем Вселенной, направил к людям посланников и ниспослал им писания. Это Он одарил нас таким благом как Ислам, осветил нас светом Священного Корана и избрал нас, сделав последователями уммы Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Самый главный признак, указывающий на правдивость любви к Аллаху, - это соблюдение чистого, ничем незапятнанного Единобожия. Призыв к поклонению только одному Аллаху был приоритетной задачей всех пророков. Единобожие - это начало дороги в Исламе, это первый шаг на пути к Аллаху (Велик Он и Славен). Всевышний сказал:Воистину, заговоры, обереги и привороты - это многобожие
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَى قَوْمِهِ فَقَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ

«Воистину, Мы направили Нуха (Ноя) к его народу, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, достойного поклонения, кроме Него. Неужели вы не устрашитесь?» (23.Аль-Муминун: 23).
وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلا أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет истинного божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (21.Аль-Анбия: 25).


أمرت أن أقاتل الناس حتى يشهدوا أن لا إله إلا الله وأن محمداً رسول الله

«Мне было велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха». (Аль-Бухари и Муслим)

Единобожие - это первый шаг, делая который человек входит в Ислам. Но Единобожие должно быть также и последним шагом, сделав который мусульманин покинет этот мир. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من كان آخر كلامه لا إله إلا الله دخل الجنة

«Тот, чьим последним словом в этой жизни будет: «Нет истинного божества, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-ЛЛах), войдёт в Рай» (Ахмад и Абу Дауд).

Единобожие - это самая первая и самая последняя обязанность.

Любовь к Аллаху - это надёжная связь верующих со своим Господом, это свидетельство правдивых и главная цель богобоязненных. Всевышний Аллах сказал:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2.Аль-Бакара: 165).

Эти люди приравняли свои ложные божества к Аллаху, поклоняясь им наряду с Аллахом. Они любят их так же, как подобает любить только Аллаха, однако верующие сильнее в своей любви к Аллаху, чем многобожники в любви к своим божествам.

Любовь к Аллаху имеет множество степеней и даёт поприще для соревнования верующих. К этой любви стремятся усердные рабы Аллаха, проявляя самоотверженность и старание. Те, кто поклоняются своему Господу, находят в любви к Нему отдых и силу для сердец, пищу для души и усладу для глаз.

Любовь к Аллаху - это жизнь, поэтому тот, кто лишён этого прекрасного чувства, в сущности, является мертвым.

Любовь к Аллаху - это свет, потеря которого навлекает мрак.

Любовь к Аллаху - это исцеление, без которого сердца поражаются тяжелыми недугами.

Любовь к Аллаху - это сладость, не ощутив которую человек живет в печали и скорби.

Любовь к Аллаху - это дух веры и благодеяний, и если он уйдёт, то все дела человека будут подобны бездыханному телу без души.

Знайте, да хранит Вас Аллах, что любовь бывает нескольких видов. Одним из её видов является «естественная любовь», такая как любовь голодного к еде или жаждущего к питью. Другим видом является «сострадательная любовь», такая как любовь родителей к детям. Следующим видом является «товарищеская любовь», такая как любовь между единомышленниками, коллегами, спутниками в пути, партнерами по торговле, к этому виду можно отнести и взаимную любовь между друзьями и братьями.

Что касается любви к Аллаху, то она является особой, и не подобает обращать её к кому-то, кроме Аллаха, - это «обожествляющая любовь». Она подразумевает под собой обязательное смирение, возвеличивание, покорность, повиновение и поклонение. Этого вида любви достоин только Аллах, и нельзя посвящать его кому-то помимо Него. Именно эту любовь многобожники делят между Аллахом и своими ложными божествами, тем самым приравнивая творения к Творцу.

Тот, кто любит Аллаха, любит всё, что исходит от Него: он любит намаз, закят, хадж и все другие законы Ислама. Любящий Аллаха любит все Его веления, даже если ему приходится жертвовать своим покоем, потому что любящий раб Аллаха связан только с Ним (Велик Он и Славен), боится только Его и во всех делах и обстоятельствах надеется только на Него, ведь Аллах сказал:
وَعَلَى اللَّهِ فَتَوَكَّلُوا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ

«Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими» (5.Аль-Маида: 23).

Кто любит Аллаха, тот поклоняется только Ему, очищая свое поклонение от скверны многобожия. Любящий Аллаха клянётся только Аллахом и никем иным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من حلف بغير فقد كفر أو أشرك

«Кто поклялся не Аллахом, тот совершил акт неверия или многобожия» (Ат-Тирмизи).

Тот, кто любит Аллаха, не клянётся ни отцами, ни матерями, ни жизнями пророков и посланников, ни ангелами, потому что всё это - проявления малого многобожия, как об этом сказал Ибн Аббас и другие сподвижники. Если некоторых людей, которые поклоняются могилам, попросить поклясться Аллахом, они предоставят вам какие угодно клятвы, без разницы, правдивые или лживые. Но если вы попросите их поклясться именем их устаза (духовного наставника у суфиев), песком его могилы или жизнью шейха, то он никогда не сделает этого лживо, а если и поклянется, то будет говорить правду. Это уже, несомненно, является большим многобожием, потому что почитание и страх перед творением в сердце этого человека стал больше, чем страх перед Аллахом. Многобожие, творимое сегодня могилопоклонниками, намного страшнее, чем многобожие в прошлом, ведь прежние многобожники, желая подтвердить свои слова серьезной клятвой, поминали имя Аллаха, а не кого-то другого. Всевышний сказал:
وَأَقْسَمُوا بِاللَّهِ جَهْدَ أَيْمَانِهِمْ لا يَبْعَثُ اللَّهُ مَنْ يَمُوتُ

«Именем Аллаха они (язычники) принесли величайшие клятвы о том, что Аллах не воскресит мертвых» (16.Ан-Нахль: 38).

Тот, кто любит Аллаха, не обращается к звездам и планетам, не связывает с ними никаких событий в мире, таких как дождь или плодородие. Любящий Аллаха не гадает по небесным светилам и не усматривает в них каких-то предзнаменований, плохих или хороших, потому что это противоречит Единобожию и упованию на Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الطيرة شرك، وما منا إلا ولكن الله يذهبه بالتوكل

«Суеверие - это многобожие, и у каждого из нас в душе появляется что-то из этого, но Аллах удаляет это посредством упованием на Него» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Тот, кто любит Аллаха, не посещает колдунов, гадалок, экстрасенсов, провидцев и шаманов. Любящий Аллаха не верит ни единому их слову, потому что вера в их слова противоречит Вере во Всевышнего Аллаха.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من أتى كاهناً فصدقه بما يقول فقد كفر بما أنزل على محمد صلى الله عليه وسلم

«Тот, кто придет к колдуну и поверит его словам, проявит неверие по отношению к тому, что ниспослано Мухаммаду» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Любящий Аллаха не вешает на себя никаких оберегов, амулетов, талисманов, ниточек, глазков, мешочков и заговоров. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إن الرقى والتمائم والتِّوَلة شرك

«Воистину, заговоры, обереги и приговоры - это многобожие» (Ахмад, ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал их многобожием, потому что язычники хотели с их помощью отвести от себя то, что предписано Аллахом. Они хотели оградить себя от бед без обращения к защите Аллаха, но ведь только Он может отвести беду и принести пользу.

Хотелось бы также напомнить мусульманам быть осторожными и не впадать в незаметное многобожие, о котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ألا أخبركم بما هو أخوف عليكم من المسيح عندي؟

«Не поведать ли мне вам о том, чего я боюсь для вас больше чем Даджаля (антихриста)?»

Сподвижники сказали: «Конечно!» Тогда пророк сказал:
الشرك الخفي؛ أن يقوم الرجل يعمل لمكان رجل

«Это незаметное многобожие, когда человек совершает какое-либо праведное дело, чтобы добиться уважения другого человека».

Всевышний Аллах сказал:
فَلا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَنْدَادًا وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ

«Посему никого не равняйте с Аллахом, в то время, как вы знаете» (2.Аль-Бакара: 22).

Человек должен знать, что многобожие - это самое страшное из всего запрещённого Аллахом. В то же время Единобожие - это самое благородное и самое праведное из всего того, что повелел нам Аллах. Поэтому самой первой миссией всех пророков был призыв к Единобожию и к тому, чтобы люди прекратили совершать многобожие. Прежде всего, они учили, что поклоняться следует только Одному Аллаху, а самым первым запретом, о котором провозглашали пророки, был запрет на поклонение кому-либо, помимо Аллаха. Если Всевышний в своей Книге упоминает о Единобожии в связке с каким-то другим велением, то Единобожие всегда упоминается в первую очередь. Если же в Коране говорится о многобожии в связке с другими грехами, то многобожие запрещается прежде всех других видов ослушания. Многобожие это такой большой грех, что если человек умрёт, не покаявшись в нем, то он никогда не будет прощён, и адское Пламя станет его вечной обителью. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ اللَّهَ لا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (4.Ан-Ниса: 48).

Один из праведных предшественников сказал: «Аллах не прощает многобожия, а все, что меньше многобожия, предстанет на суд Аллаха, и если Он пожелает, то накажет, а если пожелает, то простит».

Дорогие братья и сестры! Многобожие полностью уничтожает праведные дела, Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (39.Аз-Зумар: 65).

Многобожие обрекает человека на вечное пребывание в Аду. Аллах сказал:
إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Ад» (5.Аль-Маида: 72).

Сообщается от Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من لقي الله لا يشرك به شيئاً دخل الجنة، ومن لقيه يشرك به شيئاً دخل النار

«Кто встретит Аллаха, не придавая никого ему в сотоварищи, войдёт в Рай, а кто встретит Его, придавая ему сотоварищей, войдёт в Ад» (Муслим).

Лучшим доказательством лживости многобожия является то, что Аллах бросил вызов и предложил, чтобы ложные божества сотворили хотя бы одну муху:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ لَنْ يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ وَإِنْ يَسْلُبْهُمُ الذُّبَابُ شَيْئًا لا يَسْتَنْقِذُوهُ مِنْهُ ضَعُفَ الطَّالِبُ وَالْمَطْلُوبُ

«О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб просящий, и тот, у кого просят!» (22.Аль-Хадж: 73).

Дорогие братья и сестры, давайте поразмышляем над этим примером, который обращен ко всему человечеству, а тот из людей, кто не внемлет ему, является ослушником. Насколько лаконично, просто, доступно и красиво этот аят разъясняет нам ложность многобожия. Если бы все идолы и все те божества, которым поклоняются помимо Аллаха, собрались бы в одном месте и помогали друг другу всем, чем могли, то они не смогли бы создать даже одной маленькой мушки. Аллах раскрыл нам их слабость, и если муха что-то заберёт у этих идолов, то ни они, ни их последователи не смогут вернуть себе отобранное. Кто же может быть беспомощнее этих богов и слабее тех, кто обращается к ним в молитвах!?

О мусульмане! Воистину, самая почётная степень, которой может достигнуть мусульманин в этом мире, - это быть достойным рабом Аллаха. В первую очередь, это должно проявляться в сердце, выражаясь в поклонении, повиновении и любви к Аллаху. Это является отличительной чертой верующих, которые ответили на призыв своего Господа.

Человек не может добиться совершенства, не будучи покорным рабом Аллаха. Один из праведных предшественников говорил: «Совершенство творений заключается в том, чтобы быть верными рабами Аллаха, и чем больше человек подтверждает своё рабство перед Аллахом, тем больше растёт уровень его совершенства и повышается его степень. Тот же, кто полагает, что творение каким-то образом может выйти из рабства и контроля Аллаха, или же считает, что выход из рабства Аллаху ближе к совершенству, является самым заблудшим и невежественным из людей».

Сердце человека чувствует нужду и зависимость от других творений, если только он не сделает Аллаха своим покровителем и единственным объектом своего поклонения. Раб Аллаха не будет нуждаться ни в ком, если станет обращаться за помощью только к своему Господу, уповать только на Него, радоваться тому, что любит и чем доволен Аллах, испытывать гнев только за Аллаха, разрешать и запрещать только ради Него и только в соответствии с Его велениями. Чем чище и искреннее будет религия, которую человек посвящает Аллаху, тем совершеннее будет утверждение преданности и рабства Всевышнему Господу, и, как следствие, сильнее будет независимость человека от других творений, а значит, человек будет далёк от многобожия и высокомерия.

Чтобы человек был истинным рабом Аллаха, своё отношение к Богу он должен строить на двух столпах: смирении и любви. Смирение перед Аллахом без любви к Нему не принесет человеку пользы, а любовь без смиренной покорности - это ложь, которую человек может произносить своим языком, но что не будет соответствовать истине.

Помимо двух упомянутых столпов, у поклонения Аллаху есть два условия, без которых оно не будет принято от человека.

1) Первое условие - это искренность и отстранение от многобожия.

2) Второе условие - это соответствие совершаемого поклонения Шариату, который основывается на Коране и Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний Аллах сказал:
تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ *الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلا الْعَزِيزُ

«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся самыми наилучшими» (67.Аль-Мульк: 1-2).

Относительно слов Аллаха «…самыми наилучшими» Фудайль ибн Ийяд (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «То есть, самыми искренними и самыми правильными». Люди спросили его: «О Абу Али! Какие дела самые искренние и самые правильные?» Он ответил им: «Если дело будет искренним, но неправильным, то дело не будет принято. Если дело будет правильным, но неискренним, то оно не будет принято. Искреннее дело - это то, которое посвящено только Аллаху, а правильное - это то, которое сделано в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

Мусульманин должен стремиться к очищению своей религии и отстраняться от многобожия. Аллах сказал:
مَنْ كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لا يُبْخَسُونَ * أُولَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ إِلا النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُوا فِيهَا وَبَاطِلٌ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены.

Они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (11.Худ: 15-16).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если человек совершает праведные дела, будь-то пост, намаз или ночная молитва-тахаджуд, ища выгоды этого мира, Аллах даст ему «награду», но у него пропадет всё, что он делал ради этого мира, и он окажется среди потерпевших убыток».

Следование законам Шариата является неотъемлемым условием для того, чтобы любовь к Аллаху была правильной. Аллах сказал:
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ

«Скажи: «Если вы действительно любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (3.Алю Имран: 31).

Один из праведных предшественников говорил: «Тот, кто любит Аллаха, должен обязательно следовать за посланником (мир ему и благословение Аллаха), верить во все, о чем он нам сообщил, повиноваться ему во всем, что он нам приказал, подражать ему в делах. Если человек поступает так, значит, он любит Аллаха, и Аллах любит его».

Из приведенного выше аята очевидно, что если человек не следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), то его любовь к Аллаху - это пустые слова, и в таком случае подобная любовь ему никак не поможет и не принесет желаемых результатов.

Просим Всевышнего даровать всем нам правильные знания о Его религии, праведного поклонения, соответствующего сунне Его посланника, чтобы каждый из нас мог снискать любовь Аллаха в полной м

Любовь к Аллаху - это наивысшая степень из всех степеней. Всякая степень после любви к Аллаху является лишь ее плодом. И нет степени, предшествующей ей,кроме как пути к Аллаху. Любовь к Аллаху невозможно определить словами.Всякое определение лишь обесценивает ее.Ее определение - это ее ощущение, потому что определение дается лишь наукам и предметам,а любовь - это душевное чувство, наполняющее сердца влюбленных в Аллаха.Это чувство невозможно исследовать, его можно только ощутить.И все, что сказано о любви, это лишь пояснение ее плодов и раскрытие ее условий.

Великий шейх Ибн аль-Араби (да будет доволен им Аллах) сказал: «Люди разделились в определении сути любви к Аллаху. И я не видел никого, кто сумел бы определить ее сущность, поскольку это невозможно, а те, кто и определили ее, то определили лишь ее плоды и ее следы».

Ибн Дабах сказал:

«Поистине, о любви к Аллаху может сказать лишь тот, кто ее ощутил. А тот, кто ее ощутил, тот пребывает в таком состоянии, что не может выразить ее сущности, подобно опьяневшему, неспособному объяснить свое состояние. А разница между этими состояниями в том, что хмельное опьянение временное и, отрезвев, человек может выразить свои ощущения. А что касается его порочных последствий, то они общеизвестны. А опьянение от любви к Аллаху постоянно, и достигший этого состояния не трезвеет, чтобы объяснить свои чувства.

Когда Джунайда Багдади спросили об этом чувстве, ответом его были слезы, текущие из его глаз, и страстное биение сердца.

Абу Бакр Каттани (да помилует его Аллах) сказал:

«В Мекке в дни мавсима (период Хаджа) был затронут вопрос о любви к Аллаху, и шейхи заговорили о ней. А Джунайд Багдади был среди них самым младшим. Шейхи обратились к нему: «Эй, из Ирака, скажи, что ты знаешь об этом?» Он опустил голову, его глаза наполнились слезами, и он сказал: «Это раб (влюбленный), ушедший от плоти своей, привязавшийся к поминанию Господа, усердный в совершении долга перед Аллахом, сердцем взирающий на Него. Сердце его сожжено лучами трепета (перед Аллахом), он питается из чаши любви к Аллаху, и Всевышний явил ему Себя, скрытого завесами сокровенности. Если он говорит, то от Имени Аллаха, если рассказывает, то об Аллахе, если двигается, то Его велением, а если остановится, то вместе с Ним. Он весь - ради Аллаха. Он с Аллахом, и он движим Аллахом». После этих слов шейхи заплакали и сказали: «К этому ничего нельзя добавить. Да воздаст тебе Аллах, о, венец познавших!»

Основанием Любви Аллаха к Своему рабу и любви раба к Аллаху являются Слова Всевышнего:

«...любимых Им и любящих Его» («Аль Маида», 54).

Так Всевышний говорит о верующих (му’минах). Он также сказал:

«Аллаха сильнее любит тот, кто уверовал» («Аль Бакара», 165).

«Скажи [Мухаммад]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах - Прощающий, Милосердный» («Аль Имран», 31).

В Сунне также много обоснований любви к Аллаху (махабба).

Анас (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: «Вот три вещи, при наличии которых обретается сладость веры (иман): дорожить Аллахом и Его Посланником больше, нежели всем остальным, любить человека только ради Аллаха, ненавидеть возврат к неверию (куфр) так же, как ненавидишь попадание в огонь».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Кто враждует с Моим Любимцем, тому Я объявляю войну. Мой раб стремится приблизиться ко Мне с более дорогим, чем то, что Я предписал ему (фарз), и Мой раб не перестает приближаться ко Мне, делая добровольные поступки (Сунна), пока Я не полюблю его. А когда Я возлюблю его, Я становлюсь его слухом, его зрением, его руками, которыми он движет, его ногами, которыми он ходит. Если он попросит у Меня чего-либо, то Я непременно дарую ему это, если он просит спасения у Меня, то Я непременно уберегу его».

Также, в другом хадисе от Абу Хурайры Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах возлюбит Своего раба, Он зовет Джабраила (мир ему) и говорит: «Я люблю такого-то, и ты возлюби его». И Джабраил возлюбливает его и объявляет в небесах: «Поистине, Аллах возлюбил такого-то, и вы возлюбите его». И его возлюбливают обитатели небес. Затем ему создают почет и на земле».

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: «Мольбою Дауда (мир ему) были слова: «О, Аллах, я прошу у Тебя дать любви к Тебе любящим Тебя, я прошу подсказать поступки, приводящие к любви к Тебе. О, Аллах, сделай любовь к Тебе дороже меня самого и моей семьи, и освежающей влаги». В Коране и Сунне много упоминаний о тех, кого любит Аллах из Своих рабов и упоминаний о том, что Он любит из их поступков, слов и нравов. «Аллах любит терпеливых». «Аллах любит добродетельных». «Воистину Аллах любит покаявшихся и любит очищающихся». В Коране также сказано и обратное: «Воистину, Аллах не любит смуту», «Воистину, Аллах не любит горделивого и высокомерного», «Воистину, Аллах не любит притесняющих».

Изречения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о любви ко Всевышнему многочисленны, и все они указывают на величие ее достоинства и ее воздействия. Когда почетные сподвижники обрели эту степень любви к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), они достигли вершины совершенства в вере, в нравах и самопожертвовании. В сладости этой любви они забыли горечи бед и трудности испытаний. Сила этой любви привела их к пожертвованию собой, своим имуществом, временем и всем дорогим на пути своего Возлюбленного, дабы достичь Его Удовлетворения и Любви. По сути, Ислам - это поступки, обязанности и правовые нормы, и душою всего этого является любовь. А поступки без этой любви - словно тело без души.

Ученые перечислили пути, приводящие к любви к Аллаху. Наиважнейшими из них являются следующие десять:

1. Чтение Корана с осмыслением и пониманием его значения.

2. Стремление приблизиться к Аллаху путем совершения желательного (Сунны) после обязательного (фарз). Действительно, это делает раба возлюбленным Аллахом.

3. Усердие в поминании Аллаха во всех состояниях и всеми органами: языком, сердцем, действиями. Степень любви мусульманина к Аллаху зависит от его усердия в поминании Аллаха (зикр).

4. Отдавать предпочтение возлюбленным Аллаха перед теми, кто ближе тебе и твоим чувствам.

5. Направление своего сердца к Именам Аллаха,Его Атрибутам (сыфатам). Тот, кто познает Аллаха и Его Атрибуты,тот непременно полюбит Аллаха.

6. Ощущение Милости Аллаха в неисчислимых благах, предоставленных Им Его рабу. Осознание этого порождает в его сердце любовь ко Всевышнему.

7. Покорность сердца перед Всевышним через смиренность и скромность.

8. Уединение для молитвы и обращения к Аллаху.

9. Дружба с возлюбившими Аллаха и стремление собрать лучшие из плодов их слов, подобно тому, как мы выбираем из плодов лучшие из них. Сохранение молчания в их присутствии.

10. Отдаление от всего, что может отдалить твое сердце от Всевышнего.

Одним из врожденных человеческих инстинктов является любовь человека к самому себе. Эта любовь сильна и проявляется в нем самыми разными способами – от желания защитить себя до стремления к достижению совершенства. Но человек сумеет достичь высочайших вершин веры лишь в том случае, если эта любовь растворится в лучах любви к Всевышнему Аллаху, Его посланнику и безгрешным имамам. Поэтому Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) постоянно говорил мусульманам: «Ни один из вас не уверует истинной верой, пока все его желания не будут совпадать с тем, что принес я от Аллаха».

В другом хадисе от Посланника Аллаха сказано: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя! Никто из вас не будет обладать подлинной верой, пока я не стану для него дороже и любимее его собственной жизни, его имущества, его детей и абсолютно всех людей».

Имам Садик говорил: «До тех пор, пока человек не полюбит Аллаха больше самого себя, своих родителей, детей и близких, больше своего имущества и всех людей, его вера не будет подлинной и настоящей».

Однажды к Посланнику Аллаха подошел некий араб и спросил его:

– Когда настанет Час?

– Спрашиваемый знает об этом не больше спрашивающего, – ответил ему Пророк, а затем сказал: – Тот Час непременно настанет. Скажи, что ты приготовил для него?

– Я не приготовил молитв и постов больше обычного. Но я люблю Аллаха и Его Посланника, – ответил араб.

Тогда Пророк сказал ему: – Ты будешь с теми, кого любишь.

Один из присутствующих при этом разговоре говорил после этого: «Мусульмане не радовались ни одной из речей так, как были обрадованы этим словам Пророка».

В суннитской литературе также имеются хадисы об этом. Бухари приводит в своем сборнике хадисов слова Посланника Аллаха: «Нельзя назвать человека верующим, пока он не будет считать меня своим предводителем, самым близким и дорогим человеком в этом мире и мире загробном».

Принятие руководства безгрешных имамов из пророческого рода (да будет мир с ними), а также любовь мусульман друг к другу, проистекают из любви к Аллаху. Однажды Салман Фарси сказал Имаму Али: «Всякий раз, когда я был возле Пророка, он клал свою руку на мое плечо, указывал на тебя и говорил: «О Салман, он и его партия являются преуспевшими».



От Посланника Аллаха передаются следующие слова: «Когда верующий любит другого верующего ради Аллаха, то эта любовь есть одно из проявлений подлинной веры».

Любил ли ты кого-нибудь ради Меня?

Пророк Муса (да будет мир с ним) был тем пророком, которого Всевышний Аллах удостоил Своего прямого общения. Однажды Аллах ниспослал ему откровение:

– Совершал ли ты какое-либо деяние только ради Меня?

– Я выполнял молитвы, совершал пост, раздавал милостыню и всегда поминал Тебя, – ответил Муса.

– Молитва для тебя – проявление истины, пост – защита от огня, милостыня – тень в День суда, поминание – свет, – сказал Аллах, – Какое же деяние ты совершал только ради Меня, о Муса?

– О Аллах, просвети меня Сам относительно этого, – взмолился Муса.

Тогда Всевышний Аллах сказал:

– Любил ли ты когда-нибудь кого-то только ради Меня? Ненавидел ли ты когда-нибудь кого-то только ради Меня?

И тогда Муса понял, что наилучшим деянием является любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха.

Хадисов относительно любви и ненависти ради Аллаха великое множество, и приведение всех этих хадисов в этой небольшой главе займет много места. Поэтому завершим данную главу высказыванием Имама Бакира, в котором заложен глубочайший смысл и пища для размышления для всех верующих. Имам сказал: «Когда ты пожелаешь узнать, есть ли в тебе благо, то взгляни на свое сердце. Если ты любишь тех, кто повинуется Всевышнему и Всеблагому Аллаху, и ненавидишь тех, кто противится Ему, то в тебе есть благо. И Аллах любит тебя. Но если ты ненавидишь тех, кто повинуется Аллаху, и любишь тех, кто противится Ему, то блага в тебе нет. И Аллах ненавидит тебя. Знайте же, что человек будет с теми, кого он любит».


Глава 9. Коран – путь исцеления

Священный и Благородный Коран – это исцеляющий источник человеческих душ и наилучшее оружие для тех, кто собирается бороться с невежеством и высокомерием, завистью и лицемерием, а также со всеми другими отрицательными нравственными качествами. Коран – это средство укрощения необоснованных страхов, зависимостей, слабостей, разногласий и беспорядков. Это действенное лекарство для тех, кто в этом мире находится под властью материального, и пытается избавиться от его влияния. Это самое лучшее богатство, перед которым безоговорочно капитулируют все хлопоты и беспокойства, терзающие нас. Коран – это заживляющий бальзам для мира, обожженного пламенем войн. И, в конце концов, Коран – это преграда для страстей, которые пытаются отдалить человека от Всевышнего Аллаха. В самом последнем небесном писании сказано: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих».

В другом аяте говорится: «Если бы Мы сделали его Кораном не на арабском языке, то они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены? Неарабская речь и араб?» Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это – те, к которым взывают издалека».

В своих проповедях Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) говорил мусульманам о величайшем благе, которое таит в себе Священный Коран: «И знайте, что ни у кого после этого Корана нет нужды ни в чем, и нет ни у кого до этого Корана довольства ни в чем. Так возьмите себе его от болезней ваших исцелением, возьмите его себе помощником в вашем отчаянии. Поистине, в нем – лекарство от величайшей болезни: она есть неверие и лицемерие, превознесение и заблуждение. И просите у Аллаха через него, и обращайтесь к Аллаху через любовь к нему, и не просите через него созданий Его (людей), ведь нет подобного тому, с чем рабы обращаются к Аллаху Всевышнему».

«Вот Коран, попросите его рассказать, но не станет он (вам языком) изрекать, но сообщу вам о нем. Воистину, в нем о грядущем знание, и о прошедшем предание, для болезней ваших исцеление, и в том, что меж вами, порядка установление».

Вода жизни

В другой своей проповеди Имама Али говорил: «И заповедана вам Книга Аллаха, воистину, в ней – вервь прочная и свет ясный, и лечение исцеляющее, и жажду утоляющее, защита для ухватившегося и спасение для держащегося. Не искривляется, чтобы (потом) выпрямлять, и не отклоняется, чтобы (потом) поправлять. И не старит ее множество повторений, а также внимательное слушание. Правдив тот, кто по ней изрекал, преуспевает тот, кто по ней поступал».

Эти замечательные слова доходчиво и красноречиво подтверждают все то, что прежде было сказано о Коране Пророком Мухаммадом (да благословит Аллах его и его род). Как впрочем и все то, что было сказано Имамом Али и другими безгрешными имамами (да будет мир с ними), которые всегда указывали мусульманам, что Священный Коран – это исцеляющий путь, устанавливающий порядок для всех людей, необходимый для выздоровления от всех видов нравственных болезней, могущих захватить общество и каждого отдельного его представителя.

Повелитель правоверных Имам Али рассказал нам о своем диалоге с Посланником Аллаха, который однажды известил его: «Очень скоро вас охватят смута и раздоры». Я спросил его: «О Посланник Аллаха, каков наш путь спасения во время этой смуты?» Он ответил: «Вашим спасением является Коран, в котором собраны вести прошедших и будущих поколений. Коран – судья ваших разногласий. Коран – это заповеди, отделяющие истину от лжи. Аллах непременно уничтожит несправедливого тирана, отказавшегося следовать этим заповедям. Аллах ввергнет в заблуждение того, кто будет искать иного руководства, помимо Корана».

Исцеление и милость

Одним из наиболее лучших доказательств того, что Коран действительно является исцеляющим источником, может послужить история арабов, населявших Аравийский полуостров до начала пророческой миссии Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Эта эпоха в исламской литературе носит название эпоха невежества. Люди пребывали тогда в подлинном неведении относительно истины, они поклонялись идолам, совершали множество мерзостей и даже не задумывались о последствиях своих деяний. Они были кровожадны и беспощадны, все виды духовных недугов охватили их общество с головы до ног. Но пришел чистый Пророк и принес с собой великую Книгу. Он начал обучать их Исламу и заповедям Аллаха. И насколько изменилось арабское общество после того, как оно получило порцию исцеляющего бальзама! Это общество не только излечилось, но и стало высоконравственной, развитой и могущественной общиной. Силу и влияние этой общины впору сравнить с сильнейшим ураганом, который заставил преклонить колени могущественнейших правителей и тиранов этого мира. И это истина и правда, о которой к сожалению забывают сегодняшние мусульмане. Забвение этой истины привело к тому, в чем сейчас пребывают последователи последнего божьего Пророка. Между ними распространились раздоры и разлады, их имущество грабится, а их судьба находится в руках чужих людей. И вследствие этого они вынуждены переносить все виды зависимости, унижения и слабости. Такова участь тех, кто позабыл истинные заповеди небесной Книги. Такова участь тех, кто вместо обращения к Корану потянулся к тем, кто болен более них, кто более них пребывает в заблуждении. В то время как Коран способен излечить больную общину, излечить и восстановить ее в ее прежнем величии. Ведь Коран, как говорил об этом Посланник Аллаха, это исцеление и милость.

Этот мир дан нам для испытаний. И одно из испытаний – полюбить своего Создателя самой сильной любовью, которая нам дана. Но, по забывчивости и в силу различных обстоятельств, мы отдаляемся от своего Создателя и наша любовь теряется где-то в жизненных просторах. Как сделать так, чтобы наша любовь по отношению к своему Господу, Творцу и Создателю никогда не угасала, и мы могли её постоянно подпитывать? Предлагаем вам 10 уникальных вещей, которые нам помогут в этом.

1. Чтение Корана и размышление над его аятами.

Это поможет нам не просто понять нашего Создателя, но и пообщаться с ним. Так как чтение Корана – это слова Всевышнего Аллаха, обращенные к его созданиям.

2. Приближение к Аллаху посредством совершения дополнительного (нафиля), после обязательного (фард).

Нет ничего из поклонения лучше, чем выполнение необязательных вещей, после того, как вы исполнили обязательные.

3. Постоянное поминание Аллаха - сердцем, языком и действиями.

Будь то переживания за религию, зикр или любое маломальское действие, которое мы делаем ради Аллаха, чтобы достичь его награды.

4. Предпочтение того, что любит Аллах, тому, что любим мы сами.

Именно это укрепит нашу любовь к нему и только после этого мы познаем сладость веры!

5. Размышление об Именах Аллаха и Его Атрибутах. Кто познал Всевышнего в Его Именах, Атрибутах, тот непременно полюбит Его.

Раз мы знаем, что Всевышний – Всевидящий, значит нам надо понимать, что он видит всё; Всеслышащий – значит нам надо говорить благое и так далее.

6. Размышление о милостях Всевышнего Аллаха и благах, которые Он дарует Своим рабам - оно помогает нам полюбить нашего Благодетеля.

Нам надо всегда помнить, что всё, что мы имеем – дано нам Аллахом. Это касается всего – телесных и мирских наслаждений!

7. Смирение сердца пред Аллахом.

Мы должны понимать могущество Аллаха и быть перед ним и его могуществом смиренны.

8. Уединение во время нисхождения Аллаха к нижнему небу (то есть в последнюю треть ночи), обращение к Нему с мольбами, чтение Его Слов и испрашивание у Него прощения.

Эти действия в то время, когда другие спят, как раз и указывают на нашу сильную связь со своим Господом!

9. Общение с праведными людьми, искренне любящими Аллаха, и подражание им.

Часто общаясь с праведниками, мы тем самым постоянно помним об Аллахе, так как они не дают нам забывать о нём. Постоянное поминание делает нашу связь с Господом крепче.

10. Отдаление от всего, что отдаляет сердце человека от Всевышнего Аллаха.

Это касается греховных дел. Только не совершая грехи, мы сможем стать ближе к нашему Господу и достичь истинной любви!

Всевышний Господь говорит:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُوا إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ

«Среди людей есть такие, которые считают, что есть кто-то равный Аллаху и любят их так же, как (должны) любить Аллаха. Но верующие любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели (ожидающие их) мучения, то поняли бы, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах наказывает сурово» (Коран 2:165).

Степени любви верующих к Аллаху

Знай, что любовь раба к своему Господу имеет два уровня:

    Общая любовь. Ее испытывает к Аллаху каждый верующий, и она обязательна (по Шариату).

    Особая любовь. Ее способны испытывать только преданные ученые, любимцы Аллаха (аулия) и чистые (сердцем) верующие. Это самая высокая степень (макам) из всех степеней. Это предел стремлений. Поистине, во всех остальных степенях - страхе, надежде, уповании (таваккуль) и других - есть доля нафса. Известно, что боящийся боится за себя, а надеющийся надеется на благо для себя. Но не такова любовь. Любовь - ради любимого, она не требует ничего взамен.

Причины любви к Аллаху

Знай, что причина любви к Аллаху - это знание о Нем. Чем больше знания - тем сильнее любовь. И чем меньше знания - тем слабее любовь.

Вызывает любовь одна из двух вещей. Но когда обе они соединяются в одном творении Всевышнего Аллаха, такой человек будет совершенным.

Первая вещь - это доброта (хусн) и красота (джамаль).

Вторая - совершение добра (ихсан) и гармоничность (иджмаль).

Красивое вызывает к себе любовь - такова человеческая природа. Человек инстинктивно любит все, что считает красивым.

А гармоничность (иджмаль) - это, например, красота Всевышнего в Его безграничной мудрости, удивительных творениях, Его сияющих светом великолепия атрибутах, которые (при изучении их) насыщают умы и пробуждают сердца. А красота Всевышнего Аллаха постигается духовным видением, а не глазами.

Что касается совершения добра (ихсан), то сердца людей по природе любят тех, кто делает им добро. А добро, творимое Аллахом для его рабов, беспредельно, как и количество данных Им явных и скрытых милостей:

Достаточно тебе для понимания того факта, что Аллах наделяет благами как праведников, так и грешников, как верующих, так и неверующих. Любое благодеяние, совершенное творением, на самом же деле совершено Аллахом. Поэтому в действительности лишь Аллах заслуживает любви.

Плоды любви к Аллаху

Знай, что, если любовь к Аллаху прочно осядет в сердце, ее плоды проявятся в остальном теле:

  • человек будет проявлять старание в подчинении Господу,
  • с вдохновением поклоняться Ему,
  • стремиться лишь к Его довольству,
  • находить удовольствие в тайной беседе с Ним,
  • будет доволен Его предопределением,
  • будет стремиться к встрече с Ним,
  • будет любить поминание Его (зикр),
  • будет чувствовать себя неуютно среди людей,
  • начнет избегать людей,
  • полюбит уединение,
  • мирское покинет его сердце,
  • человек будет любить тех, кого любит Аллах, и предпочитать таких людей всем остальным.