Вятский архиерей в годы войны. Роль духовенства в годы великой отечественной войны. А сейчас как там у вас, в Березовке

Из книги: "Белов В.Н. (Составит.) Архипастыри Вятские и Сарапульские на Елабужской земле. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2015. – с. 192"

Епископ Вятский Нил. В миру Николай Федорович Исакович. Родился в 1799 году в селе Орехи Оршанского уезда Могилевской губернии.

Архиепископ Нил (Исакович) вошел в историю Русской Православной Церкви как один из наиболее просвещенных и деятельных архипастырей XIX века. Он был назначен на Вятскую кафедру 8 декабря 1835 г., переводом из Ярославля, где в течение пяти лет в сане архимандрита возглавлял местную семинарию, уделяя особое внимание преодолению раскола и православной миссии среди язычников. Вятская кафедра, на которую он был хиротонисан 8 декабря 1835 года, стала первой в жизни молодого архиерея, которому едва исполнилось 36 лет. Здесь Владыка Нил встречал наследника престола — будущего императора Александра II, принял участие в открытии А. И. Герценом Вятской публичной библиотеки. За два с половиной года, что молодой епископ провел в г. Вятке, в лоно православия возвратились до 6 тысяч старообрядцев. 23 апреля 1838 г. владыка Нил был переведен в г. Иркутск, где его миссионерская деятельность охватила всю Сибирь и Дальний Восток. Причем опорой тому стала местная семинария, выпускников которой владыка Нил активно привлекал к делам миссии. В результате, за 15 лет архипастырства им было заложено более 70 храмов, в том числе в тундре Якутии и на Камчатке. В конце 1853 г. владыка Нил в сане архиепископа был переведен в родной Ярославль. Здесь он окончил труд «О буддизме», был избран почетным членом Санкт-Петербургского университета. Архиепископ Нил мирно отошел ко Господу 21 июня 1874 г.

Был кавалером орденов Св. Анны 2 ст. (1835), Св. Анны 1 ст. (1838), св. Владимира 2 ст. большого креста (1842) и Александра Невского (1852), был награжден панагиями с алмазами (1847, 1856), золотым 2-го разряда знаком Св. Равноапостольной Нины (1870), бронзовым наперстным крестом в память войны 1853-1856 гг., алмазным крестом для ношения на клобуке (1858).

Известно, что именно владыка Нил стал прототипом главного героя рассказа Н.С.Лескова «На краю света», в начале которого архиерей вспоминает свои труды на вятской кафедре.

В первый же год своего архиерейства в Вятке молодой архиепископ предпринимает путешествие по вверенной ему епархии, которое продолжается сравнительно непродолжительное время – с 7 по 25 июня 1836 года, т.е. всего 18 дней. Однако за этот период он успевает посетить 33 приходских села и 3 уездных города — Глазов, Елабугу и Малмыж. Краткие описания посещенных приходов составленные самим Епископом были опубликованы в «Вятских епархиальных ведомостях» в 1908 году и в настоящем издании их фрагмент, относящийся непосредственно к Елабужскому краю, переиздается впервые.

Оба храма, о которых пойдет речь, были построены в начале ХХ века в Вятке по проекту одного архитектора - Ивана Аполлоновича Чарушина. Оба были спроектированы им в неорусском стиле - одном из направлений модерна. Обе церкви были закрыты в 30-е годы, а затем вновь возвращены верующим. Дальше их судьба расходится - Феодоровский храм был закрыт, затем разрушен; а Серафимовский на долгие годы стал единственным действующим храмом в городе с почти полумиллионным населением. Лишь в конце 1980-х годов Вятской епархии удалось возобновить богослужения в еще одной церкви в черте города - Троицкой - в бывшей слободе Макарье.

Серафимовский собор. Вид с юго-запада.

Церковь во имя преп. Серафима Саровского строилась изначально для единоверческой общины города Вятки. С 1902 г. единоверцами использовалась для служб Трехсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря. Но вскоре официальные духовные власти, всячески поддерживающие единоверие, принимают решение о строительстве нового храма для немногочисленной (около 170 человек) вятской общины единоверцев. Закладка храма состоялась 13 июня 1904 года.

Серафимовская церковь. Открытка нач. ХХ века. Вид на церковь с юго-востока.

Создание проекта храма было поручено губернскому архитектору И.А. Чарушину. Иван Аполлонович разработал несколько проектов здания (один из них представлен ниже на фотографии). По первому варианту проекта предполагалось возведение деревянного храма, но затем ктиторы и епархиальные власти приняли решение строить церковь в каменном исполнении. Здание возводилось на средства вятских купцов Я.Ф. Тырышкина и К.К. Ярунина, последний пожертвовал для храма небольшой участок земли в южной части города - на углу улиц Орловской и Успенской (ныне - ул.Урицкого).

Серафимовский собор. Любительский снимок 1960-х (?) гг. Вид с юго-востока.

В 1906 году возведение храма было закончено, а 17 ноября 1907 года преосвященный Филарет, епископ Вятский и Слободской, совершил чин его освящения. Святым покровителем храма был избран преподобный Серафим, Саровский чудотворец, весьма почитаемый в среде единоверцев.
Выделенный участок земли был очень мал и со всех сторон, кроме восточной, был окружен домами. В этой ситуации Чарушин придумал весьма оригинальное решение проблемы - он расположил входы в храм с восточной стороны, с улицы Успенской, через открытые галереи, начинавшиеся по обе стороны алтарной апсиды. Эти входы с двумя небольшими лестницами хорошо видны на дореволюционной открытке (см. выше). Еще два входа на галереи были расположены в их конце. Там же, в двух западных рундуках, располагались входы непосредственно в само здание храма.

Серафимовский собор. Любительский снимок 1980-х гг. Вид с юго-запада.

В основе здания - куб, четырехскатная крыша которого украшена двумя рядами декоративных кокошников и пятью небольшими (также декоративными) главками-луковицами. Главки центрального объема и алтарной апсиды приподняты на постаменты-кубики. Рундуки и трехъярусную колокольню венчают шатры. Все основания главок также окружены кокошниками. Храм - двусветный, изначально - с двумя рядами окон с юга и севера. Алтарная апсида - пятигранная. Отдельными деталями собор напоминает традиционные деревянные русские храмы и каменные храмы Московской Руси эпохи узорочья. Здание получилось очень нарядным, и на фоне остальных городских церквей Вятки Серафимовский храм выглядел весьма необычно. Изначально фасады церкви были выложены облицовочным красным кирпичом, отдельные элементы декора были выполнены из опоки (белого камня). Позднее стены были закрашены суриком.

И.А. Чарушин. Проект здания Серафимовской церкви. Северный фасад.

После революции власти намеревались закрыть храм и устроить в нем школу, но почему-то передумали и надолго о нем забыли. Закрыли его чуть ли не последним из всех храмов Вятки, перед самой войной - в 1940-м году - и устроили в нем музей атеизма. В 1942-м году на Вятскую кафедру, вдовствовавшую в течение пяти лет, был назначен епископ Вениамин (Тихоницкий). Ему было предложено открыть для богослужений любую из сохранившихся в целости городских церквей. Преосвященный Вениамин остановил свой выбор на Серафимовской церкви, поскольку сохранность её была почти идеальной. Так как в здании храма размещался музей атеизма, то в нем были собраны иконы из некоторых разрушенных вятских церквей. К тому же для весьма немногочисленной в то время церковной общины храм подходил своими размерами и не требовал больших затрат на отопление в зимнее время.

Серафимовский собор. Вид с южной стороны.

В последующие годы епископу Вениамину удалось открыть в Кирове ещё один храм - Феодоровский, о котором мне еще предстоит рассказать. А Серафимовская церковь на долгие годы стала кафедральным собором Вятской епархии. Ныне кафедра Вятского архиерея перенесена в Успенский собор Трифонова монастыря, но Серафимовский храм сохранил свой соборный статус.
В начале 1960-х годов, во время очередного гонения, Федоровский храм был закрыт. Единственным местом общей молитвы православных вятчан остался храм преп. Серафима. Несмотря на многочисленные просьбы, власти до конца 80-х годов не разрешали открыть для богослужений хотя бы еще одну церковь в городе. В большие праздники церковь была переполнена молящимися. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, Серафимовский собор дважды перестраивали. Сначала были закрыты галереи, а стены храма с юга и севера - прорублены. Так храм был расширен, в одном из бывших восточных рундуков был освящен придел, а в другом разместилась ризница. В начале 80-х годов еп. Хрисанф (Чепиль) чтобы хоть как-то выйти из отчаянного положения нехватки места, принял решение устроить еще один придел в бывшем подвале собора. Были затрачены огромные усилия и средства, какое-то время приходилось совершать службы при зияющей в полу дыре, но нижняя церковь была-таки освящена.

Серафимовский собор. Вид с юго-востока.

Интерьер храма весьма прост, росписи отсутствуют. Первоначальный иконостас не сохранился, но часть икон нынешнего иконостаса, возможно, принадлежат прежнему. До недавнего времени в церкви находился почитаемый список чудотворной Великорецкой иконы святителя Николая - главной святыни Вятской епархии. С литургии и молебна в Серафимовском соборе начинается ежегодный многодневный Великорецкий крестный ход к месту явления святой иконы.
Прихожанином Серафимовского собора был прославленный РПЦЗ в лике новомучеников Борис Талантов.

Судьба второго храма, о котором пойдет речь, также весьма необычна. Его история начинается весной 1914 года, когда епископом Вятским и Слободским был избран Никандр (Феноменов). Газета "Вятская речь" в день закладки нового храма 15 июня 1915 года сообщала о том, что "преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей". Предполагаемый же храм в северном районе города так и не был воздвигнут.

Вид на берег реки Вятки и Феодоровский храм из Александроского сада. Снимок 1950-х (?) гг.

Для нового храма было избрано очень красивое место - на крутом берегу реки Вятки, в начале улицы Морозовской (ныне - улица Розы Люксембург). Вид города Вятки из-за реки сто лет назад являл собою очень живописное зрелище. Сосланный в Вятку М.Е. Салтыков (Щедрин) так описывал свои впечатления от красивой панорамы города: "Когда вы подъезжаете к нему летним вечером, со стороны реки, и глазам вашим издалека откроется брошенный на крутом берегу городской сад, присутственные места и эта прекрасная группа церквей, которая господствует над всею окрестностью, - вы не оторвете глаз от этой картины" ("Губернские очерки"). Новый храм должен был дополнить этот прекрасный ансамбль городских церквей.
В 1913 году состоялось торжественное всенародное празднование 300-летия царствующего дома Романовых. В память об этом событии нижний престол начатого в 1915 году постройкой храма решено было освятить в честь Феодоровской иконы Божией Матери - святыни рода Романовых. Так церковь получила в народе наименование Феодоровской или Романовской. С этим вторым названием, возможно, связана и печальная история закрытия и разрушения храма. Последний настоятель Феодоровского храма протоиерей Герман Дубовцев рассказывал, как в нач.1960-х годов на приём в кировский Горсовет пришел староста церковной общины. "Вы по какому вопросу?"- недовольно спросил чиновник. "Я к Вам по вопросу ремонта Романовской церкви," - ответил староста. "Что?! Какой такой РОМАНОВСКОЙ церкви? - разъярился чиновник. - У нас в городе есть церковь в честь Романовых? Да мы при Советской власти живем или нет?!" Так, возможно, из-за оговорки (староста мог назвать церковь Феодоровской, но по старой привычке сказал - Романовская) судьба храма была решена. Вскоре его закрыли для богослужений, а затем сломали.

Феодоровская церковь. Вид с запада. Снимок 1950-х (?) гг.

Феодоровский храм, как и единоверческий Серафимовский, строился по проекту И.А. Чарушина. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII века, то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Перечислю лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания - скупость в декоре; щипцовые фронтоны; псковская звонница - вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму - не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а "языков пламени". Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.

Феодоровская церковь, вид с востока, с реки. Снимок 1950-х (?) гг.
Феодоровская церковь. Вид с юго-запада. Снимок 1950-х (?) гг.

Интересно отметить, что в книге Б.В. Зырина "Архитектор Чарушин" о Феодоровском храме нет ни слова. Автор пишет: "После 1914 года, в связи с мировой войной, строительство в губернии почти замерло..." (Киров. 1989 г. С.48). В предисловии к книге Б.Зырин замечает: "Здесь рассматриваются только основные, так сказать, этапные произведения, известные доныне, хотя общее количество капитальных сооружений, выполненных Чарушиным только в пределах бывшей Вятской губернии, по его личому заявлению, достигает 500. В связи с ограниченным объемом книги здесь не удалось поместить их перечень" (Там же. С.5). Что значат эти слова - "ограниченный объем книги"? Не хватило бумаги? А, может быть, причина всё-таки в другом - если бы этот список был опубликован, то оказалось бы, что весьма значительная часть построек Чарушина - это храмы? И во многих пунктах перечня пришлось бы писать: "церковь разрушена" или "заброшена, находится в руинированном состоянии". Может быть, именно этого испугались издатели небольшой книги объемом в 96 страниц и тиражом в 4000 экземпляров?

Феодоровская церковь, вид из-за реки. Снимок 1950-х (?) гг. (с сайта Феодоровской церкви).

По проекту Чарушина церковь должна была быть двухэтажной. К осени 1915 года строительство и отделка нижнего храма были окончены, 15 ноября состоялось его освящение. А еще через год, в октябре 1916 года был открыт самостоятельный приход. Интересно, что строительство верхнего храма продолжалось и после октября 1917 года и завершилось (предположительно) в конце 1918 года.. В 1930 году Феодоровская церковь была закрыта, в здании размещены воинские склады. Бывший храм стал объектом строгой охраны.
В годы Великой Отечественной войны в здании храма располагался сборный пункт. С этим временем связана еще одна легенда из истории Феодоровской церкви. В июле 1941 года тело Ленина из мавзолея в Москве было эвакуировано в Тюмень. Секретный состав следовал через Киров. Несколько дней и ночей мумия вождя мирового пролетариата хранилась в здании бывшей Феодоровской церкви.

Феодоровская церковь. Снимки 1950-х (?) гг. Вид с юга.

После войны здание церкви оказалось свободно. И вот весной 1946 года после неоднократных ходатайств верующих Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР разрешил открыть храм для богослужений. Вятская епархия медленно восстанавливалась. Если к осени 1941 года оставались действующими всего 6(!) храмов по всей области (в городе Кирове - ни одного), то к концу 50-х годов были открыты уже почти 70 храмов.
В начале 1960-х годов кампания по борьбе с религией в СССР обрела "второе дыхание". Как и повсеместно, в Кировской области стали сниматься с регистрации церковные общины; а затем храмы, закрепленные за ними, закрывались и передавались местным властям под различные нужды или подвергались сносу. Не избежала этой участи и одна из действующих в городе Кирове церквей - Феодоровская. Только со второй попытки осенью 1962 года Совет по делам религий при Совмине СССР разрешил Кировскому облисполкому снять общину церкви с регистрации, что и было сделано. Здание же церкви было решено снести. Его взорвали, а затем доломали с помощью танков тракторов.



В 1974 году в дни празднования 600-летия города Кирова местные власти решили возвести на месте взорванной церкви монумент, посвященный городу. В его основание была заложена т. н. "капсула времени" - стальной цилиндр, в который были помещены образцы продукции кировских предприятий и проч., но главным артефактом капсулы было "послание потомкам". Капсулу следовало вскрыть в 2074 году в 700-летие города. Здесь можно отметить два курьёза. Первый - в 1957 году городские власти отметили 500-летний юбилей города, но потом передумали и решили, что городу не 500, а 600 лет, и год его "основания" - 1374, и с помпой отметили новый юбилей. Второй курьез - не секрет, с каких слов начиналось "послание потомкам": "Завидуем вам, построившим коммунизм...". Всё бы это было смешно, если б только не память о разрушенном храме.

Интерьер Феодоровской церкви. Снимок 1960 (?) г. (из фондов ГАСПИКО).

Для полноты картины следует упомянуть о событиях последних лет. В 2002 году администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание - начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 году Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм - копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано - 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.

Оба храма, о которых пойдет речь, были построены в начале ХХ века в Вятке по проекту одного архитектора - Ивана Аполлоновича Чарушина. Оба были спроектированы им в неорусском стиле - одном из направлений модерна. Обе церкви были закрыты в 30-е годы, а затем вновь возвращены верующим. Дальше их судьба расходится - Феодоровский храм был закрыт, затем разрушен; а Серафимовский на долгие годы стал единственным действующим храмом в городе с почти полумиллионным населением. Лишь в конце 1980-х годов Вятской епархии удалось возобновить богослужения в еще одной церкви в черте города - Троицкой - в бывшей слободе Макарье.

Серафимовский собор. Вид с юго-запада.

Церковь во имя преп. Серафима Саровского строилась изначально для единоверческой общины города Вятки. С 1902 г. единоверцами использовалась для служб Трехсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря. Но вскоре официальные духовные власти, всячески поддерживающие единоверие, принимают решение о строительстве нового храма для немногочисленной (около 170 человек) вятской общины единоверцев. Закладка храма состоялась 13 июня 1904 года.

Серафимовская церковь. Открытка нач. ХХ века. Вид на церковь с юго-востока.

Создание проекта храма было поручено губернскому архитектору И.А. Чарушину. Иван Аполлонович разработал несколько проектов здания (один из них представлен ниже на фотографии). По первому варианту проекта предполагалось возведение деревянного храма, но затем ктиторы и епархиальные власти приняли решение строить церковь в каменном исполнении. Здание возводилось на средства вятских купцов Я.Ф. Тырышкина и К.К. Ярунина, последний пожертвовал для храма небольшой участок земли в южной части города - на углу улиц Орловской и Успенской (ныне - ул.Урицкого).

Серафимовский собор. Любительский снимок 1960-х (?) гг. Вид с юго-востока.

В 1906 году возведение храма было закончено, а 17 ноября 1907 года преосвященный Филарет, епископ Вятский и Слободской, совершил чин его освящения. Святым покровителем храма был избран преподобный Серафим, Саровский чудотворец, весьма почитаемый в среде единоверцев.
Выделенный участок земли был очень мал и со всех сторон, кроме восточной, был окружен домами. В этой ситуации Чарушин придумал весьма оригинальное решение проблемы - он расположил входы в храм с восточной стороны, с улицы Успенской, через открытые галереи, начинавшиеся по обе стороны алтарной апсиды. Эти входы с двумя небольшими лестницами хорошо видны на дореволюционной открытке (см. выше). Еще два входа на галереи были расположены в их конце. Там же, в двух западных рундуках, располагались входы непосредственно в само здание храма.

Серафимовский собор. Любительский снимок 1980-х гг. Вид с юго-запада.

В основе здания - куб, четырехскатная крыша которого украшена двумя рядами декоративных кокошников и пятью небольшими (также декоративными) главками-луковицами. Главки центрального объема и алтарной апсиды приподняты на постаменты-кубики. Рундуки и трехъярусную колокольню венчают шатры. Все основания главок также окружены кокошниками. Храм - двусветный, изначально - с двумя рядами окон с юга и севера. Алтарная апсида - пятигранная. Отдельными деталями собор напоминает традиционные деревянные русские храмы и каменные храмы Московской Руси эпохи узорочья. Здание получилось очень нарядным, и на фоне остальных городских церквей Вятки Серафимовский храм выглядел весьма необычно. Изначально фасады церкви были выложены облицовочным красным кирпичом, отдельные элементы декора были выполнены из опоки (белого камня). Позднее стены были закрашены суриком.

И.А. Чарушин. Проект здания Серафимовской церкви. Северный фасад.

После революции власти намеревались закрыть храм и устроить в нем школу, но почему-то передумали и надолго о нем забыли. Закрыли его чуть ли не последним из всех храмов Вятки, перед самой войной - в 1940-м году - и устроили в нем музей атеизма. В 1942-м году на Вятскую кафедру, вдовствовавшую в течение пяти лет, был назначен епископ Вениамин (Тихоницкий). Ему было предложено открыть для богослужений любую из сохранившихся в целости городских церквей. Преосвященный Вениамин остановил свой выбор на Серафимовской церкви, поскольку сохранность её была почти идеальной. Так как в здании храма размещался музей атеизма, то в нем были собраны иконы из некоторых разрушенных вятских церквей. К тому же для весьма немногочисленной в то время церковной общины храм подходил своими размерами и не требовал больших затрат на отопление в зимнее время.

Серафимовский собор. Вид с южной стороны.

В последующие годы епископу Вениамину удалось открыть в Кирове ещё один храм - Феодоровский, о котором мне еще предстоит рассказать. А Серафимовская церковь на долгие годы стала кафедральным собором Вятской епархии. Ныне кафедра Вятского архиерея перенесена в Успенский собор Трифонова монастыря, но Серафимовский храм сохранил свой соборный статус.
В начале 1960-х годов, во время очередного гонения, Федоровский храм был закрыт. Единственным местом общей молитвы православных вятчан остался храм преп. Серафима. Несмотря на многочисленные просьбы, власти до конца 80-х годов не разрешали открыть для богослужений хотя бы еще одну церковь в городе. В большие праздники церковь была переполнена молящимися. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, Серафимовский собор дважды перестраивали. Сначала были закрыты галереи, а стены храма с юга и севера - прорублены. Так храм был расширен, в одном из бывших восточных рундуков был освящен придел, а в другом разместилась ризница. В начале 80-х годов еп. Хрисанф (Чепиль) чтобы хоть как-то выйти из отчаянного положения нехватки места, принял решение устроить еще один придел в бывшем подвале собора. Были затрачены огромные усилия и средства, какое-то время приходилось совершать службы при зияющей в полу дыре, но нижняя церковь была-таки освящена.

Серафимовский собор. Вид с юго-востока.

Интерьер храма весьма прост, росписи отсутствуют. Первоначальный иконостас не сохранился, но часть икон нынешнего иконостаса, возможно, принадлежат прежнему. До недавнего времени в церкви находился почитаемый список чудотворной Великорецкой иконы святителя Николая - главной святыни Вятской епархии. С литургии и молебна в Серафимовском соборе начинается ежегодный многодневный Великорецкий крестный ход к месту явления святой иконы.
Прихожанином Серафимовского собора был прославленный РПЦЗ в лике новомучеников Борис Талантов.

Судьба второго храма, о котором пойдет речь, также весьма необычна. Его история начинается весной 1914 года, когда епископом Вятским и Слободским был избран Никандр (Феноменов). Газета "Вятская речь" в день закладки нового храма 15 июня 1915 года сообщала о том, что "преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей". Предполагаемый же храм в северном районе города так и не был воздвигнут.

Вид на берег реки Вятки и Феодоровский храм из Александроского сада. Снимок 1950-х (?) гг.

Для нового храма было избрано очень красивое место - на крутом берегу реки Вятки, в начале улицы Морозовской (ныне - улица Розы Люксембург). Вид города Вятки из-за реки сто лет назад являл собою очень живописное зрелище. Сосланный в Вятку М.Е. Салтыков (Щедрин) так описывал свои впечатления от красивой панорамы города: "Когда вы подъезжаете к нему летним вечером, со стороны реки, и глазам вашим издалека откроется брошенный на крутом берегу городской сад, присутственные места и эта прекрасная группа церквей, которая господствует над всею окрестностью, - вы не оторвете глаз от этой картины" ("Губернские очерки"). Новый храм должен был дополнить этот прекрасный ансамбль городских церквей.
В 1913 году состоялось торжественное всенародное празднование 300-летия царствующего дома Романовых. В память об этом событии нижний престол начатого в 1915 году постройкой храма решено было освятить в честь Феодоровской иконы Божией Матери - святыни рода Романовых. Так церковь получила в народе наименование Феодоровской или Романовской. С этим вторым названием, возможно, связана и печальная история закрытия и разрушения храма. Последний настоятель Феодоровского храма протоиерей Герман Дубовцев рассказывал, как в нач.1960-х годов на приём в кировский Горсовет пришел староста церковной общины. "Вы по какому вопросу?"- недовольно спросил чиновник. "Я к Вам по вопросу ремонта Романовской церкви," - ответил староста. "Что?! Какой такой РОМАНОВСКОЙ церкви? - разъярился чиновник. - У нас в городе есть церковь в честь Романовых? Да мы при Советской власти живем или нет?!" Так, возможно, из-за оговорки (староста мог назвать церковь Феодоровской, но по старой привычке сказал - Романовская) судьба храма была решена. Вскоре его закрыли для богослужений, а затем сломали.

Феодоровская церковь. Вид с запада. Снимок 1950-х (?) гг.

Феодоровский храм, как и единоверческий Серафимовский, строился по проекту И.А. Чарушина. Если в проекте Серафимовской церкви архитектор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII века, то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Перечислю лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания - скупость в декоре; щипцовые фронтоны; псковская звонница - вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму - не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а "языков пламени". Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.

Феодоровская церковь, вид с востока, с реки. Снимок 1950-х (?) гг.
Феодоровская церковь. Вид с юго-запада. Снимок 1950-х (?) гг.

Интересно отметить, что в книге Б.В. Зырина "Архитектор Чарушин" о Феодоровском храме нет ни слова. Автор пишет: "После 1914 года, в связи с мировой войной, строительство в губернии почти замерло..." (Киров. 1989 г. С.48). В предисловии к книге Б.Зырин замечает: "Здесь рассматриваются только основные, так сказать, этапные произведения, известные доныне, хотя общее количество капитальных сооружений, выполненных Чарушиным только в пределах бывшей Вятской губернии, по его личому заявлению, достигает 500. В связи с ограниченным объемом книги здесь не удалось поместить их перечень" (Там же. С.5). Что значат эти слова - "ограниченный объем книги"? Не хватило бумаги? А, может быть, причина всё-таки в другом - если бы этот список был опубликован, то оказалось бы, что весьма значительная часть построек Чарушина - это храмы? И во многих пунктах перечня пришлось бы писать: "церковь разрушена" или "заброшена, находится в руинированном состоянии". Может быть, именно этого испугались издатели небольшой книги объемом в 96 страниц и тиражом в 4000 экземпляров?

Феодоровская церковь, вид из-за реки. Снимок 1950-х (?) гг. (с сайта Феодоровской церкви).

По проекту Чарушина церковь должна была быть двухэтажной. К осени 1915 года строительство и отделка нижнего храма были окончены, 15 ноября состоялось его освящение. А еще через год, в октябре 1916 года был открыт самостоятельный приход. Интересно, что строительство верхнего храма продолжалось и после октября 1917 года и завершилось (предположительно) в конце 1918 года.. В 1930 году Феодоровская церковь была закрыта, в здании размещены воинские склады. Бывший храм стал объектом строгой охраны.
В годы Великой Отечественной войны в здании храма располагался сборный пункт. С этим временем связана еще одна легенда из истории Феодоровской церкви. В июле 1941 года тело Ленина из мавзолея в Москве было эвакуировано в Тюмень. Секретный состав следовал через Киров. Несколько дней и ночей мумия вождя мирового пролетариата хранилась в здании бывшей Феодоровской церкви.

Феодоровская церковь. Снимки 1950-х (?) гг. Вид с юга.

После войны здание церкви оказалось свободно. И вот весной 1946 года после неоднократных ходатайств верующих Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР разрешил открыть храм для богослужений. Вятская епархия медленно восстанавливалась. Если к осени 1941 года оставались действующими всего 6(!) храмов по всей области (в городе Кирове - ни одного), то к концу 50-х годов были открыты уже почти 70 храмов.
В начале 1960-х годов кампания по борьбе с религией в СССР обрела "второе дыхание". Как и повсеместно, в Кировской области стали сниматься с регистрации церковные общины; а затем храмы, закрепленные за ними, закрывались и передавались местным властям под различные нужды или подвергались сносу. Не избежала этой участи и одна из действующих в городе Кирове церквей - Феодоровская. Только со второй попытки осенью 1962 года Совет по делам религий при Совмине СССР разрешил Кировскому облисполкому снять общину церкви с регистрации, что и было сделано. Здание же церкви было решено снести. Его взорвали, а затем доломали с помощью танков тракторов.



В 1974 году в дни празднования 600-летия города Кирова местные власти решили возвести на месте взорванной церкви монумент, посвященный городу. В его основание была заложена т. н. "капсула времени" - стальной цилиндр, в который были помещены образцы продукции кировских предприятий и проч., но главным артефактом капсулы было "послание потомкам". Капсулу следовало вскрыть в 2074 году в 700-летие города. Здесь можно отметить два курьёза. Первый - в 1957 году городские власти отметили 500-летний юбилей города, но потом передумали и решили, что городу не 500, а 600 лет, и год его "основания" - 1374, и с помпой отметили новый юбилей. Второй курьез - не секрет, с каких слов начиналось "послание потомкам": "Завидуем вам, построившим коммунизм...". Всё бы это было смешно, если б только не память о разрушенном храме.

Интерьер Феодоровской церкви. Снимок 1960 (?) г. (из фондов ГАСПИКО).

Для полноты картины следует упомянуть о событиях последних лет. В 2002 году администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание - начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 году Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм - копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано - 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.

В канун Великой Отечественной войны церковная жизнь в Кировской области находилась в тяжелом положении. Атеистическая машина при содействии раскольников-обновлеццев уничтожила епархиальное управление Вятской паствой, разрушила и закрыла множество храмов, надругалось над древними святынями нашего народа. Подавляющее большинство из тех священнослужителей, которые остались в живых, находились в тюрьмах, лагерях и ссылке. Церковная организация была разгромлена.

В 1939 году из архиереев по всей России на своих кафедрах оставались Предстоятель Церкви - митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Вятская епархия была лишена своего архипастыря еще 5 августа 1937 г. В 1939 году в России осталось лишь 100 соборных и приходских храмов. В епархии было 6 действующих храмов из них 2 в Оричевском районе и 4 в Санчурском. В городе Кирове к началу войны не осталось ни одной действующей церкви. Епископ Киприан (Комаровский), управляющий Кировской епархией с 11 июня 1934 года находился в заключении. В это время существовала другая так называемая «Кировская епархия », управляемая раскольником Иоанном (Миртовым), именовавшим себя «митрополитом Горьковским и Кировским». Все это только осложняло и без того трудную ситуацию, сложившуюся в церковной жизни Кировской области к началу войны. Соседние епархии также остались без архиереев. Вместе с Кировской епархией с 1937 по 1942 гг. вдовствовали Горьковская, Казанская и Костромская, с 1940 по 1944 - Вологодская епархии.

В последние предвоенные годы волна антицерковных репрессий утихла отчасти потому, что почти все, что можно было разрушить, - уже разрушили, что можно было растоптать, - растоптали. Нанести последний удар советские вожди считали преждевременным по разным соображениям. В задачи советского правительства не входило полное уничтожение Церковной власти. «Для советского государства, - пишет Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), - важно было сохранить Патриархию как орган Высшего церковного управления в целях «рекламы и пропаганды». Война полыхала вблизи границ Советского Союза. Несмотря на показное миролюбие своих деклараций и на заверение в прочности дружественных отношений с Германией, Сталин знал, что война неизбежна, и навряд ли он был настолько ослеплен своей собственной пропагандой, чтобы строить иллюзии относительно готовности народных масс защищать коммунистические идеалы. Жертвуя собой, люди могли сражаться только за свою Родину, и тогда коммунистические вожди обратились к патриотическим чувствам граждан. Тревожными предвоенными ожиданиями и страхами объясним спад богоборческой злобы. В Кировской епархии к началу войны действовало несколько приходов. Среди них Троицкая церковь в с. Истобенск Оричевского района, Введенская церковь с. Русские Краи Кикнурского района, Церковь с. Чигиринь Кырчанского р-на, и некоторые другие. Из документов, хранящимся в Вятском епархиальном архиве стало известно, что церковная жизнь на приходах с началом войны не остановилась, а напротив приобрела новое качественное значение. Об этом рассказывают протоколы приходских собраний, переписка приходов и другие документы.

22 июня 1941 г. в день всех святых в земле Российской просиявших началась Великая Отечественная война. В первые дни войны началась мобилизация на фронт. На борьбу с фашистскими захватчиками в ряды регулярной армии отправлялось и духовенство. Личные дела священников из фондов ВЕА содержат интересные материалы о воинском и трудовом подвиге вятского духовенства. Среди многих был и диакон Иван Тарасович Евдакимов. В 1931 году он был рукоположен в диакона епископом Ижевским Митрофаном. С 1932-1939 гг. служил в Георгиевском соборе г. Малмыжа, а после закрытия собора находился за штатом. В 1942 году был мобилизован на фронт. Вятское духовенство подвизалось и на трудовом фронте. 15 марта 1942 года в Трудовую Армию был призван священник Даниил Николаевич Домрачев, рукоположенный в священный сан 18 сентября 1934 года епископом Нолинским Георгием. 38 Трудовая армия, где служил отец Даниил работала на строительстве Горьковской железной дороги Ижевск-Глазов-Пермь-Соликамск. Протодиакон Михаил Павлович Лимонов был мобилизован на фронт в 1941 году. В своем письме родным 12 августа 1942 года отец Михаил писал: «В части, куда прибыл, я был зачислен во взвод связи телефонистом и в этой должности находился до 7 июня, т.е. до ранения. Участвовал в шести боях, и вот в последнем бою в местечке Жиздра изверги-фашисты ранили меня в правую ногу выше колена. После ранения отец Михаил был некоторое время зав. делопроизводством в отделе вещевого снабжения 64 стрелкового полка 97 стрелковой дивизии на 2-ом Белорусском фронте. За участие в Великой Отечественной войне он был награждён орденом «Красная звезда » и медалью «За победу над Германией ». Демобилизовался в 1946 году в звании старшего лейтенанта. В том же году принял сан диакона в Кировской епархии.

По окончании войны в 1945 г. священники и диаконы, оставшиеся в живых и способные продолжать свое служение, вернулись в православные храмы епархии. Многие молодые люди, вернувшись с войны, в условиях относительной свободы, принимали священнический сан и отправлялись возрождать разрушенные приходы. Среди таких людей следует назвать имя протоиерея Александра Евграфовича Амосова. Отец Александр имел много государственных, военных наград и знаков отличия.

Самым значимым событием в этот период стало восстановление епархиального управления во главе с епископом Кировским и Слободским Вениамином (Тихоницким). Личность нового владыки была хорошо знакома вятскому духовенству. Он долгое время был священником Владимирской церкви города Вятки. Родился будущий вятский иерарх 12 октября 1869 года в семье священника Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода - Михаила Тихоницкого. Получил семинарское образование и с 22 лет нес священническое послушание на разных приходах Вятской епархии. В 1918 г. его отец – протоиерей Казанско-Богородицкого собора г. Орлова был расстрелян за контрреволюционную пропаганду. Сохранился документ, в котором говорится, что в период церковного раскола протоиерей Вениамин Тихоницкий сохранил верность Православной церкви и входил в состав временного епархиального Совета при Вятском епископе Павле (Борисовском). Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий придавал большое значение Кировской кафедре, поэтому после длительного перерыва епископ Вениамин был рукоположен одним из первых. Вступив в управление епархией, владыка хорошо понимал, какой большой груз ответственности ложился на его плечи. Шла война, епархиальное управление находилось в руинах. Часть духовенства мобилизовалась на фронт, часть работала на предприятиях и заводах, оставшееся небольшое число священников продолжали служить в храмах епархии. Организаторский талант владыки позволил консолидировать силы и восстановить разрушенную епархию.

31 октября 1941 года начальник УНКВД по Кировской области капитан государственной безопасности Шустин обратился к секретарю областного комитета ВКП(б) Лукьянову с письмом. В нем в частности говорится «В целях более быстрого обеспечения широкого размаха патриотической работы, а также рассеивания провокационных слухов является целесообразным и необходимым открытие одной из церквей на территории города Кирова. <…> Со своей стороны считаем целесообразным открыть бывшую Серафимовскую церковь на улице Урицкого, помещение которой ныне занято под склад музейного имущества». Весной 1942 года церковный совет общины обратился в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой открыть храм вновь: «…В эту тяжелую годину для нашей страны просим дать нам – верующим возможность молиться в храме за тех воинов, которые своей грудью защищают нашу родную землю, а также за тех, кто уже отдал свою жизнь за благо Родины». 12 октября 1945 года Серафимовская община была зарегистрирована, церковь стала главным кафедральным собором города и всей епархии и долго будет оставаться центром церковной жизни Кировской епархии.

8 сентября 1943 г. в Москве состоялся архиерейский собор Русской Православной церкви, на котором митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси. Среди участников собора был и епископ Кировский Вениамин. Собор сделал несколько обращений, среди них обращение к советскому правительству. В нем в частности говорится: «Небесный же Глава Церкви да благословит труды правительства своим зиждительным благословением и да увенчает нашу борьбу за правое дело вожделенной победой и освобождением страждущего человечества от мрачных уз фашизма ». Среди прочих это послание подписал и Кировский архиерей. Не менее интересно и другое заявление собора: «осуждение изменников вере и Отечеству» « И мы сегодня, - говорится в обращении, - постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана. Аминь.» В этих и других посланиях характерно выразилось то великое служение Церкви, которое она понесла в суровые годы войны. Проповеди священников, слова и обращения архиереев все было направлено на поднятие духа патриотизма и героизма. В одном из обращений епископ Вениамин сказал: «Дело наше пойдёт быстрее и скорее окончится тяжёлая война, если у нашей победоносной Красной армии будет больше усовершенствованного вооружения. Рабочие, колхозники, служащие, интеллигенция нашей области для скорейшего изгнания врага проводят сбор средств на строительство бронепоезда от Кировской области. Предлагаю духовенству и приходским советам устроить собрания и собеседования по этому вопросу и без всякого колебания, корыстных расчётов жертвовать на сооружение бронепоезда » 5 .

Ответ не замедлил ждать. Православный народ, как только ослабли тиски атеистического гнета, с неутолимой жаждой внимал каждому слову, исходящим из уст священника. По воспоминаниям духовенства Серафимовского собора «храм был переполнен каждый день. В 1943 году разрешили сходить на реку освятить воду в день Крещения Господня. Пришло столько народа, что с трудом помещались на берегу. Воду освящал сам владыка Вениамин.

В 1943 г. был создан Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, впоследствии преобразованный в Совет по делам религии. В каждой области появился уполномоченный по делам РПЦ. Основным вопросом обсуждения, как правило, становился вопрос открытия новых храмов. Относительная свобода военных лет привела в храмы огромное число людей. Так в годы войны обсуждался вопрос открытия Троицкого собора г. Уржума, Федоровской и Серафимовской церквей в Кирове и др. 29 декабря 1944 г. уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви К.Ф. Мошков на семинаре пропагандистов при Кировском обкоме ВКП(б) констатировал:«...С момента начала отечественной войны для сплочения вокруг мероприятий партии и советской власти, направленных для помощи фронту, для сплочения всех сил для отпора фашистам нам пришлось изменить некоторое отношение к церкви. <...> 15 .

Таким образом, документы свидетельствуют о повсеместной разрухе и нищете, нужде, и голоде, но одновременно и о духовном и патриотическом подъеме русских людей. Только сильные духом люди могут при полной нищете и бедности отдавать последнее в помощь раненым воинам, строительство танковой колонны, восстановление храма. «Каждую службу, - рассказывает протоиерей Александр Образцов, - по храму ходили прихожане с тарелкой и собирали средства в помощь нуждающимся и люди давали, жертвовали последним. К новому году прихожане собирали Рождественские подарки для солдат. В храмах служили молебны о победе русского оружия. » Клир кировской церкви оказался самым активным и в сборе средств на постройку танковой колонны им. Дмитрия Донского. Из 230000 руб., собранных с этой целью верующими Кировской области, на долю одного только духовенства Серафимовского собора пришлось 25000 руб. 8 Прихожане же на это дело собрали 85000 руб. 9 29 марта 1944 г. на первой полосе газеты «Кировская правда » было опубликовано обращение епископа Вениамина в Кировское отделение Государственного банка : «Прошу перевести Маршалу Советского Союза, Командующему Вторым Украинским фронтом Ивану Степановичу Коневу на подарки героям руководимых им войск 100 тысяч рублей » 11 .

Уже 5 апреля областная газета напечатала текст телеграммы на имя епископа Вениамина со словами: «Благодарю за заботу о героях-воинах фронта, изгоняющих ненавистного врага с нашей священной земли. Маршал Советского Союза И. Конев » 12 .

В том же 1944 г. Кировский городской совет получил от епархии около 40000 руб. для оказания помощи семьям фронтовиков и 30000 руб. – для нужд вернувшихся с фронта инвалидов 13 .

И вновь весомую лепту внесла Серафимовская церковь, которая «перечислила на содержание госпиталей 50 тыс. рублей, инвалидам войны – 20 тыс., семьям военнослужащих – 55 тыс., детским домам – 12 тыс. рублей» 14 .

Победа в войне принесла много радости всем, но вместе с тем и советское руководство, посчитав, что задачи Церкви как патриотического агитатора выполнены, стали вспоминать старые приемы давления на Церковь. Однако исторический перелом уже свершился, Церковь, очищенная в горниле репрессий, стоявшая вместе с народом против фашизма приобрела теперь огромный авторитет не только простого народа, но и среди многих руководителей. Для Кировской епархии война стала эпохой – эпохой возрождения разрушенной епархии, архиерейской кафедры, приходской жизни. Большая заслуга в этом и лично Преосвященного Вениамина. Вместе с архиепископом Вениамином в 1945 г. награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. » и целый ряд духовенства, например, протоиерей Михаил Якимов, протоиерей Александр Амосов, протодиакон Михаил Лимонов, диакон Владимир Марков и другие. 17 Владыка скончался в 1957 году и был погребен в крипте Серафимовского храма. Сейчас его подвиг не забыт, на его могиле совершаются панихиды где верующие молят Бога даровать царство Небесное архиепископу Вениамину и всем от века почившим православным воинам за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. И это высшая признательность благодарных потомков.

Архивариус епархиального архива протоиерей Андрей Дудин


В июне инициативная группа прихожан Нововятского храма в честь иконы Божией матери «Скоропослушница» стала победительницей городского конкурса мини-грантов «Добрые дела – юбилейному городу» с проектом «Вятские истоки».
31.07.2019 Епархия 24 июля 2019 года благочинный Оричевского церковного округа протоиерей Николай Федько посетил с рабочим визитом церковь Михаила Архангела села Пустоши и Покровский храм села Шалегово.
31.07.2019 Епархия Обзорная экскурсия по монастырю включает посещение Успенского и Никольского храмов, часовни над источником.
30.07.2019 Епархия Вечером 29 июля, в канун дня преставления преподобного Леонида Устьнедумского, епископ Яранский и Лузский Паисий возглавил торжественное всенощное бдение в Введенском храме деревни Озера Лузского района.
29.07.2019 Яранская епархия

Православие пришло на Вятскую землю в конце 12 века, когда новгородские ушкуйники основали на реке Вятке несколько укрепленных поселений, потеснив местные племена вотяков и черемисов. В память о благодатной помощи Божией, сопутствовавшей первым вятчанам, был учрежден и доныне совершается Борисо-Глебский Крестный ход в село Никульчино - первое православное поселение на Вятской земле.
Официальной датой основания центра Вятской земли - города Вятки (Хлынова) считается 1374 г., хотя древнейший местный летописный свод - «Повесть о стране Вятской» упоминает об основании города около 1174 г. Есть предположение, что в первые годы своего существования Вятская земля, не имевшая своей епископской кафедры, находилась в каноническом подчинении Ростовской епархии, один из городов которой - Устюг Великий - был центром русской колонизации северо-восточных земель.
Тогда же, на рубеже 14 и 15 веков возникла древнейшая православная традиция Вятской земли - Крестный ход на реку Великую к месту явления в 1383 г. чудотворного образа Святителя Николая Чудотворца, который с тех пор неопустительно совершался вятчанами в период с 3 по 8 июня (н./ст.) и собирал до 25 тысяч паломников. После вхождения Вятской земли в состав Московского государства (1489 г.) Великорецкий образ Святителя Николая дважды посещал столицу России - Москву. Первый раз - в 1555 г. по приглашению царя Ивана Грозного, когда в честь Великорецкой святыни был освящен один из приделов собора Василия Блаженного, в другой - в 1614 г. в царствование государя Михаила Феодоровича. В 1657 г. первопрестольный город посещала еще одна вятская святыня - чудотворный Нерукотворенный образ Спасителя, по имени которой получила свое название Спасская башня Московского Кремля.
В доепархиальный период в пределах Вятской земли было основано до 20 монастырей, среди которых со временем особое значение приобрел монастырь Успения Божией Матери (ныне - Успенский Трифонов монастырь), основанный в 1580 г. в Хлынове выходцем из Архангельской земли преподобным Трифоном Вятским (+1612). Младшим современником и учеником прп. Трифона был св. блж. Прокопий (+1628), явивший вятчанам своей жизнью пример кротости и нестяжания. Их прославление в лике святых Русской Православной Церкви было подготовлено трудами первых вятских архиереев - епископа Александра (1657-1674) и архиепископа Ионы (Баранова, 1675-1699), внимательно рассмотревших местные традиции и утвердивших те из них, что не противоречили канонам Святого Православия. Современником прп.Трифона Вятского также был прп. Леонид Устьнедумский (+1654), просветивший евангельской проповедью северные районы Вятской земли.
С учреждением епархии на Вятской земле были построены первые каменные храмы. Среди них доныне сохранившиеся Успенский собор, Преображенская, Предтеченская, Никольская, Трехсвятительская церкви г.Вятки, Екатерининский собор г.Слободского, Благовещенская церковь г.Яранска, Троицкая церковь с. Кстинино, Знаменская церковь с. Пасегово - построенные в конце XVII - начале XVIII веков.
Говоря об архиереях, значительное время управлявших Вятской епархией, нельзя не сказать о епископе Варфоломее (Любарском, 1758-1774) и его преемнике епископе Лаврентии (Барановиче, 1776-1796), которые ревностно заботились о развитии на Вятке духовного образования. Осознавая всю важность духовного просвещения, владыка Варфоломей основал Вятскую Духовную семинарию, ставшую впоследствии духовно-просветительским центром Вятской земли. Расположенная на границе с «инородцами», Вятская епархия была оплотом православной миссии среди вотяков (удмуртов), черемис (марийцев) и татар. К числу архиереев-проповедников принадлежит архиепископ Аполлос (Беляев, 1864-1885), сочинения, слова, речи которого были широко известны вятской пастве.
В начале ХХ века в составе Вятской епархии имелось 866 приходских церквей, штат которых насчитывал 1853 священнослужителя. В 13 монастырях епархии подвизались более 200 монашествующих, и 1300 послушников и послушниц. Кафедральным собором был Свято-Троицкий собор г.Вятки, в котором пребывал чудотворный Великорецкий образ Святителя Николая. Ежегодно «низовым» Крестным ходом эта святыня вместе со списком с чудотворного Нерукотворенного образа Спасителя посещала все приходы епархии, расположенные на реке Вятке, вниз по течению от губернского центра. Всего же в г.Вятке на 56 тыс. жителей было более 50 церквей, включая домовые и больничные.
Зерна евангельской проповеди, посеянные вятскими архиереями и священниками на добрую почву приходской жизни, принесли обильные плоды в конце 19 - первой половине 20 века, когда Вятская земля украсилась сонмом святых и подвижников благочестия. Среди них - местночтимые святые Вятской епархии прп.Стефан Филейский (+1890), известный своими духовными сочинениями, и его ученик прп.Матфей Яранский (+1927), а также новомученики и исповедники Российские - священноисповедник Виктор, епископ Глазовский и священномученики пресвитеры Михаил (Тихоницкий), Николай (Подьяков), Виктор (Усов) и Прокопий (Попов), святая мученица Нина (Кузнецова).
1930-е годы стали для Вятской епархии временем суровых испытаний. В декабре 1937 г. во внутренней тюрьме НКВД г.Кирова был расстрелян управляющий епархией архиепископ Кировский и Слободской Киприан (Комаровский). К началу 1941 г. действующими на территории епархии оставались только 9 церквей. Многие древние храмы были уничтожены после переименования в 1934 г. Вятки в Киров, в том числе взорван уникальный Александро-Невский собор, в котором его автор - архитектор А.Л.Витберг воплотил свой проект московского Храма Христа Спасителя.
Возрождение епархии началось в годы Великой Отечественной войны с назначением на вдовствующую кафедру архиепископа Вениамина (Тихоницкого), при котором число действующих храмов возросло до 80. Однако в 1958 г. это церковное возрождение было прервано хрущевскими гонениями, в результате которых к концу 1964 г. более 45 вятских церквей были вновь закрыты и разорены.
Новый этап церковного возрождения начался в конце 1980-х годов и связан с митрополитом Вятским и Слободским Хрисанфом. За эти годы возродились Богослужения более чем в 120 вятских храмах. Восстановлена главная святыня епархии - Успенский Трифонов монастырь, который в 1994 г. впервые в истории Вятской земли посетил Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Сегодня в Вятской епархии 9 монастырей и 175 приходов, на которых несут послушание более 200 священнослужителей. Богослужения совершаются в 165 храмах, 14 молитвенных домах и 11 часовнях. Их них - 17 церквей действуют в пределах областного центра.
С 1991 г. возобновлена деятельность Вятского духовного училища.