(Ядовитая цикута). Чем отравили Сократа? (Ядовитая цикута) Яд что выпил сократ

Кто не знает известное изречение Сократа, давно уже ставшее афоризмом, - "Познай самого себя". О нем вспоминаешь всякий раз, когда смотришь на изображение древнегреческого философа - будь то скульптура или картина: высокий лоб, умный, проницательный взгляд, во всем его облике - сила и простота мудрого человека. Но о чем думал Сократ в трагический момент своей жизни, когда в 399 году до н. э. по приговору суда в афинской тюрьме выпил кубок с ядом? Каких глубин самопознания достигло в эти минуты мышление великого философа? Известно, что его последними словами были: "Мы должны принести Асклепию в жертву петуха, сделайте это немедленно". В них явно звучит сократовская ирония: Асклепий, бог врачевания в Древней Греции, не должен быть причастен к отравлению.

Обстоятельства смерти Сократа описаны в нескольких исторических источниках. Все, как известно, началось с того, что Мелит, слывший в Афинах поэтом, предъявил обвинения Сократу, будто бы нарушившему закон, пытаясь исследовать то, что под землей, и то, что в небесах, "выдавая ложь за правду и научая тому же других". Обвинили его и в нарушении благочестия, и в отрицании признаваемых афинянами богов и введении новых, и даже в том, что он приемлет демонические знамения. Об этом было сказано во всеуслышание, скрытый же мотив обвинений заключался в ином: умные, резкие и ироничные высказывания Сократа подрывали афинскую рабовладельческую демократию.

Это доказывает и ход голосования в суде. Когда судьи в первый раз решали вопрос о виновности Сократа, то лишь незначительное число голосов было подано против него. Однако вторая речь Сократа - о мере наказания, полная насмешек над традициями афинского полиса (а Афины тогда были городом-государством) и не выражавшая раскаяния, привела судей в негодование, и подавляющим большинством голосов Сократа приговорили к смерти.

Философ встретил приговор с поразительным спокойствием. В тюрьме он держался мужественно, вел свои последние беседы с учениками. Через месяц после заключения он получил кубок с ядом, который должен был выпить. Смерть своего учителя философ Платон описывает следующим образом:

"Ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком?" - спросил Сократ у тюремщика. Тот ответил: "Ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя не отяжелеют бедра, а потом лечь и тогда яд будет продолжать свое действие..." Сократ опорожнил кубок и стал ходить, пока не почувствовал тяжесть в ногах, затем лег на спину. Служитель сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ отвечал: "Нет". Служитель надавливал все выше и выше и показал, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда живот сделался совершенно холодным, Сократ произнес свои последние слова о жертве богу врачевания Асклепию.

По свидетельству учеников Сократа, его отравили цикутой - довольно распространенным в Греции ядовитым растением (так говорится о смерти древнегреческого философа и в современных энциклопедиях и справочниках). Цикута в те далекие времена относилась к ядам, которым широко пользовались в злонамеренных целях. Жертва, принявшая этот яд, испытывала чувство смятения и страха. Но ею травились и нечаянно, от нее, случалось, погибал домашний скот.Полностью читать здесь

После свержения тирании тридцати и вос­становления в Афинах демократии Сократ был обвинен в безбо­жии. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В диалоге «Менон» Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю не­приязнь перед софистами, говоря, что «софисты-это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними водится» (91 С) Когда Сок­рат, приведя в пример заурядных детей выдающихся афинян, вы­сказывает уверенность, что «добродетели обучить нельзя» (94 Е) Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге «Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий Мелет, человек, по-видимому, молодой и не­значительный, написал на него, Сократа, донос, где обвиняет его в том, что он развращает юношество, выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа. Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед гелиеей-судом присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что «он не чтит богов, ко­торых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за то-смерть» Для ус­пеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение Сократ произнес свою защитительную речь, в кото­рой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он пред­ложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в одну мину, после чего присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда 70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие, или жизнь в Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающи­мися людьми. В памяти же потомства он, Сократ, навсегда оста­нется мудрецом, тогда как его обвинители пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три речи Сократа содержатся в платоновском произведении «Апология Сократа».

Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на остров Делос корабль с ежегодной религиозной миссией. До возвращения корабля казни запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось тридцать дней про­вести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу, подкупив тюремщика, пробирается его друг Критон, сообщивший, что стра­жи подкуплены и Сократ может бежать. Сократ отказался, считая, что надо повиноваться установленным законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И хотя теперь его осудили несправед­ливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём из платоновского диалога «Критон». В диалоге же «Федон» Платон повествует о последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть не что.иное, как умирание для земной жизни и подготовка к осво­бождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером пришла жена Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех сыновей. Он с ними простился и отпустил их. Затем в присутствии своих учеников Сократ выпил чашу ра­стительного яда. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию. Такую жертву обычно приносили богу медицины вы­здоровевшие. Сократ же хотел этим подчеркнуть, что смерть тела – это выздоровление души. Нетрудно заметить, что «федо – новский» Сократ по-другому представляет себе смерть, чем Со­крат из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии» ближе к историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу уже свои, более идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре доказательства бессмертия души. Такова внешняя сторона жизни и смерти Сократа. Внутренняя жизнь Сократа. Сократ любил задумчивую созер­цательность. Нередко он настолько уходил в самого себя, что становился неподвижным и отключался от внешнего мира. В пла­тоновском диалоге «Пир» Алкивиад рассказывает, что однажды во время осады Потидеи Сократ задумавшись простоял, нс сходя с места, сутки. Сократ пережил духовную эволюцию. Ему ни­когда не приходило в голову, что он мудр, пока на вопрос одного его почитателя, есть ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул ответил, что нет, чем Сократ был очень озадачен. Желая опровер­гнуть пифию, Сохрат стал общаться с теми, кого считал умнее себя, но с удивлением увидел, что мудрость этих людей кажу­щаяся. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил, что Аполлон устами пифии хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому, что он действительно мудр, а потому, что он знает, что его муд­рость ничего не стоит перед мудростью бога. Другие же не мудры, потому что думают, что они что-то знают. Сократ так формули­рует свое превосходство над другими людьми: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Как известно, один из самых великих философов Древней Греции Сократ (ок.470-399) в конце жизни был приговорен к смертной казни. Его ученик Платон оставил описание последних минут жизни Сократа в форме диалогов, один из которых озаглавлен именем Критона - богатого человека, друга и ровесника Сократа.

“Какнам похоронить тебя?” - спросил Критон. “Как угодно, - отвечал Сократ, - если, конечно, сумеете меня схватить и я не убегу от вас”. Он тихозасмеялся и продолжал: “Никак мне, друзья, не убедить Критона, что я - это только тот Сократ, который сейчас беседует с вами и пока еще распоряжается своим словом. Он воображает, будто я - это тот, кого он вскорости увидит мертвым, и вот спрашивает, как меня хоронить! А весь этотдлинный разговор о том, что, выпив яду, я уже с вами не останусь, но отойду в счастливые края блаженных, кажется ему пустыми словами, которыми я хотел утешить вас, а заодно и себя... Запомни хорошенько, мой дорогой Критон: когда ты говоришь неправильно, это не только само по себе скверно, но и душе причиняет зло. Так не теряй мужества и говори, что хоронишь мое тело, а хорони, как тебе заблагорассудится и как, по твоему мнению, требует обычай.”

Давайте остановимся на мгновение, прежде чем продолжить чтение знаменитого диалога Платона. Какую ясность ума, силу духа и спокойную уверенность демонстрирует этот рассказ. Многие ли из нас способны так светло встретить смерть? Или мы утешим себя оговоркой, что жил Сократ слишком давно, был дремуч и невежественен, потому что у него не было ни телевизора, ни микроволновой печи, ни самолета? Наука не достигла нынешних высот и он, бедный, не подозревал о не научности своих суждений?

А скажите, сегодняшний ученый, не только подозревающий, но и “делающий эту науку”, всегда ли уходит из жизни достойно человека ? Те, кто бывал в больницах, где лежат тяжелобольные люди, знает, какие низкие страсти кипят там, как легко человек теряет человеческий облик. И это не зависит ни от профессии, ни от образования.

Нет, Сократ полон покоя и даже легкой иронии именно от того, что отчетливее и внятнее почти любого ученого понимает, знает, что с ним происходит: “не умрем, но изменимся”. Именно это убеждение и делает его уход настоящим потрясением не только свидетелей, но и нас, живущих многие сотни лет спустя.

Сократ сам просит, чтобы принесли чашу со стертым ядом, которую ему предстоит выпить (так исполнялся в те времена в Афинах смертный приговор суда).

Критон удивлен:

Но ведь солнце, по-моему, еще над горами, Сократ, еще не закатилось. А я знаю, что другие принимали отраву много спустя после того, как им прикажут, ужинали, пили вволю, а иные наслаждались любовью, с кем кто хотел. Так что не торопись, время еще терпит.

А Сократ -ему:

Вполне понятно, Критон, что они так поступают - те, о ком ты говоришь. Ведь они думают, будто этим что-то выгадают. И не менее понятно, что я так не поступлю. Я ведь не надеюсь выгадать ничего, если выпью яд чуть позже, и только сделаюсь смешон самому себе, цепляясь за жизнь идрожа над последними ее остатками...

Вошел человек, который держал в руке чашу со смертным ядом. И Сократ взял ее с полным спокойствием, не задрожал, не побледнел, не изменился в лице, но по всегдашней привычке взглянул на того чуть исподлобья и спросил:

Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?

Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить.

Понимаю, - сказал Сократ,- Но молиться богам и можно, и нужно - о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я молю, и да будет так.

Договоривэтислова, он поднес чашу к губам и выпил до дна - спокойно и легко.

“До сих пор большинство из нас еще как-то удерживалось от слез, - пишет Платон, - но, увидев, как он пьет и как выпил яд, мы уже не могли сдержать себя. У меня самого, как я не крепился, слезы лились ручьем...”

А Сократ промолвил:

Ну что вы, что вы, чудаки! Я для тогоглавным образом и отослал отсюда женщин, чтобы они не устроили подобного бесчинства, - ведь меня учили, что умирать должно в благоговейном молчании. Тише, держите себя!

И мы застыдились и перестали плакать.

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину, так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и спустя немного - еще раз. Потом сильно стиснул ему ступню и спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голении, понемногу ведя рукой вверх, показал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец, прикоснулся в последний раз и сказал, что, когда холод подступит к сердцу, он отойдет.

Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся - он лежал, закутавшись, - и сказал (это были его последние слова):

Критон, мы должны петуха. Так отдайте же, не забудьте...

“Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза”.

Какая удивительная, нечеловеческая, сказали бы мы, сила! И когда - в момент смерти. Когда уже все равно. Для него наступил один из самых важных моментов в жизни - торжество ухода, вернее - перехода. Отсюда его просьба не плакать, не устраивать “бесчинства”. Великое торжество должно происходить в “благоговейном молчании”.

Он умирает не сразу. Но окружающие его друзья видят не страшную картину распада, а величие таинства.

И последние слова - “мы должны петуха” - довершают событие самой пронзительной нотой: в последнее мгновение Сократ еще раз подчеркивает для тех, кто остался - перед ними не смерть, а выздоровление, освобождение душиот земного плена. Он выздоровел, ибо вернулся в подлинную жизнь.Ведь петуха приносили в жертву богу врачевания Асклепию только те, кто преодолел болезнь, кто стал здоровым человеком.

Во все времена власть не любила инакомыслящих людей, таким был великий философ античности — Сократ. Его обвинили в растлении молодежи и вере в новых божеств. В этой статье мы поговорим о том, как жил и как умер Сократ.

Философ жил в 470-399 гг. до н. э. Он был свободным гражданином Афин. Семья, в которой он появился на свет, была не бедной. Мать была «повивальной бабкой», сегодня ее бы называли акушеркой. Отец много и тяжело работал каменотесом. Продолжать его дело сын не захотел. Он сам выбрал свою стезю. Сократ стал философом и дарил людям истину, ведя с ними продолжительные беседы о смысле жизни, учил народ нравственности. В разговорах со своими оппонентами пытался найти путь к совершенству.

В представлениях Сократа город Афины — обленившийся сильный, но тучный от обильного питания конь, которого нужно все время дразнить, не давать покоя. Таким оводом, дразнящим животное, он видел себя. Он считал, что Господь приставил его к жителям Афин, чтобы путешествовать и общаться с ними постоянно, уговаривать их жить полной жизнью, укреплять в каждом из них веру в себя и Господа. Рассуждать о нравственной философии он был готов с любым прохожим и в любое время.

Внешность Сократа

Есть сведения о том, что один известный в те времена физиономист, когда познакомился с философом, прочел на его лице не очень лестные на то время признаки. Он сказал Сократу, что у него чувственная натура и склонность к порокам. Внешность у философа действительно была такая, которую в те времена считали признаком склонности к прелюбодеяниям. Он был невысок, но широк в плечах, слегка полноват, имел бычью шею, выпуклые глаза, полные губы. Это все, по мнению физиономиста, было признаком низменной натуры. Когда он сказал об этом Сократу, окружающие осудили специалиста по физиогномике. Сократ же, наоборот, заступился за человека и сказал, что он является настоящим профессионалом, ибо у него действительно от природы развито чувственное начало, но он не сумел обуздать его. Сократ поведал людям, что сам изваял свой образ и развил огромную силу духа.

Сократ — честный гражданин

Имея, как и все граждане, определенные обязательства перед семьей, городом, страной, Сократ всегда выполнял их добросовестно. Оно почитал общественный закон, но старался поступать ответственно и отличался тем, что всегда высказывался собственное мнение. К примеру, когда он был в составе суда, где присяжных было около 500 человек, он один не согласился с вынесением смертного приговора стратегам, которые выиграли битву при Аргинусах. Их обвинили в том, что они не похоронили тела погибших в битве воинов.

Сражаясь в Пелопонесской войне, он проявил себя как очень мужественный воин. Два раза он рисковал жизнью, чтобы спасти своих товарищей. Таких подвигов на счету у Сократа множество, но он никогда не кичился ими. Он считал, что это называется "жить по совести".

Забота о душе

Первостепенным для Сократа была душевная чистота, он пренебрежительно относился ко всему мирскому. Ему не нужно было богатство, власть, он мало думал о физическом здоровье и мнении окружающих. Сократ считал, что все эти вещи вторичны. На первый план у него всегда выходила душа.

Обвинение Сократа

К сожалению, он закончил свои дни трагически. Далее поговорим о том, каковы причины и обстоятельства смерти Сократа. Трое граждан Афин обвинили его в том, что он учит молодежь не признавать богов, которым поклоняются в Афинах, и рассказывает юному поколению о каких-то новых гениях. Людей, которые обвинили Сократа, звали так:

  • Мелет (поет);
  • Анит (владелец кожевенных мастерских);
  • Ликон (оратор).

Граждане требовали смертной казни для него. Нельзя сказать, что обвинение не имело оснований. Сократ действительно учил молодежь пользоваться собственным разумом и не уповать полностью на волю богов, как тогда было принято. Но таким образом он лишал родителей и учителей авторитета, подрывал устои традиционного воспитания афинян.

В кого верил Сократ?

Перед тем как узнать, как умер Сократ после вынесенного ему приговора, мы должны разобраться все же, в кого он веровал. По его словам, внутри него жил демон, который подсказывал ему, как жить, оберегал его от совершения неправильных поступков. Поэтому поведение Сократа часто выходило за рамки моральных устоев, у него была собственная мораль, которая не приносила никому зла, но шла вразрез с тем, к чему привыкли жители Афин. Если говорить кратко, причиной смерти Сократа было инакомыслие, хоть оно и не приносило никому горя, власть и жителей города это не устраивало.

Философ относился к своим обвинителям, судьям и всем горожанам, которые его не поддержали, как к малым детям. Себя он считал правым, хотя и понимал, что его ценности сильно разнятся с ценностями современников. Он с любовью относился к людям, считая их неразумными детьми. Себя же он отождествлял со старшим братом или отцом. Он не злился на приговоривших его к смерти, но до последнего момента пытался поведать судьям истину.

Сократ в суде

В зале судебных заседаний он вел себя не так, как обычно. Он сам с удивлением отметил несвойственное ему поведение. Его судило более 500 человек. Так называемое отделение о политических и государственных преступлениях. Здесь должны были подтвердить его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства, перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это смягчало приговор. Как правило, обвиняемый должен был сам в суде высказаться о том, что он страшно виноват и заслуживает высшей меры наказания. Это должно было разжалобить суд, и обычно в таких случаях подсудимых отпускали.

Так почему умер Сократ? Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян. И что его нужно наградить, а не судить. Он сказал судьям, что это дело его жизни, и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Философ сильно разозлил судебных заседателей своей дерзостью. Второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек.

Такое поведение было странным даже для самого философа, который отлично себя изучил. Ему были присущи гуманизм и человеколюбие. В жизни он был очень общителен, но всегда доказывал свою правоту. Делал он это очень аккуратно, чтобы никого не задеть. Хоть он и был бескомпромиссным в том, что касалось морали и нравственности, собственное мнение высказывал скромно. С собеседниками был мягок и относился к ним уважительно, всячески подчеркивая их достоинства и уводя свои собственные в тень.

На суде же философ вел себя совсем иначе. Он держался гордо, его взгляд был строгим, как у учителя. Он говорил о своей миссии как о чем-то крайне важном. Философ критично оценивал моральные устои и жизненный уклад афинян.

В чем героизм смерти Сократа? В зале философ не дает судьям возможности сделать ему поблажку из-за возраста и миролюбивости в общем, ведь он не совершал страшных преступлений. Он отметает все возможные смягчающие обстоятельства, желая, чтобы его судили честно. Сократ боялся, что люди скажут, что сам он неплох, но его учения — это худо. Он неразрывно связывал себя со своими убеждениями. Философ сам не оставляет никаких путей отхода для судейства,и ему выносят страшный приговор — смертную казнь.

История смерти Сократа

Сократ должен был умереть от «государственного яда» — цикуты, растения с латинским названием Conium maculatum, т. е. болиголов пятнистый. Ядовитым в нем является алкалоид конин. Некоторые историки придерживаются мнения, что это не болиголов, а Cicuta Virosa, то есть вех ядовитый. В этом растении ядовитое вещество — это алкалоид цикутотоксин. В принципе, на то, как умер Сократ, это никак не повлияло.

Перед тем как приговор привели в действие, Сократ пробыл в тюрьме еще 30 дней. Многим покажется самым страшным именно ожидание, но Сократ переносил это стойко, считая, что нет ничего страшного в смерти.

Почему пришлось ждать так долго?

Дело в том, что суд вынес решение тогда, когда жителями Афин было послано судно с ритуальными дарами на остров Делос. Пока корабль не вернулся в родной город, они не могли никого казнить.

Отказ от побега

Так как период ожидания затянулся, друзья философа искали выход из сложившейся ситуации, ведь они любили Сократа и считали приговор страшной ошибкой. Не раз за этот месяц они предлагали ему организовать побег, но тот категорически отказывался. Вот в чем героизм смерти Сократа. Он посчитал, что раз так случилось, то на это воля Божья.

В последний день Платону — другу и ученику Сократа — разрешили провести с ним беседу. Это были разговоры о бессмертии души. Обсуждение было настолько эмоциональным, что тюремщик несколько раз просил оппонентов вести себя тише. Он объяснил, что Сократу перед казнью не стоит себя будоражить, то есть «горячить». Считалось, что все, что «горячит», может помешать яду подействовать на приговоренного, и он будет умирать в страшных муках. К тому же яд придется пить два, а то и три раза.

Описание смерти Сократа

Сократа приговорили к смерти в возрасте 70 лет. Он стойко перенес весь процесс казни. До сих пор поведение Сократа перед лицом смерти считается каноном мужества. Пока философ дожидался в тюрьме своего часа, он выведал у привратника, как ему себя вести. Когда ему преподнесли кубок с ядом, он спокойно его выпил.

После этого он ходил по камере, пока его бедра не начали цепенеть, потом ему пришлось лечь. Каковы же были слова Сократа перед смертью? В предсмертный час он обратился к своему другу Критону. Сократ напомнил ему о том, что он должен Асклепию петуха, и попросил, чтобы тот не забыл отдать его.

Выводы, сделанные после смерти Сократа

Вот вы и узнали о том, как умер Сократ. Его гибель подкосила европейский дух. Для мыслящих европейцев она стала знаком беды и торжества несправедливости. Величайшие умы того времени, такие, например, как Платон, стали задумываться, насколько несовершенен тот мир, который убил такого праведника, как Сократ. Именно Платон сделал вывод о том, что должен существовать более совершенный занебесный мир, в котором и должна жить такие добродетели, как Сократ.

Вывод

В этой статье вы узнали, как умер Сократ. Он является символом стойкости духа и собственных убеждений. Когда философу сказали, что афиняне его осудили на смерть, то ответил, что их к смерти давно приговорила сама природа.