Правописание каких трех групп приставок вы изучали. Какие группы приставок вы знаете? В русском языке существует три группы приставок

Разделы: Русский язык , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Презентация к уроку










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока – усвоение новых знаний.

Урок построен по базовой модели и состоит из основных трех этапов:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап (мотивация знаний, актуализация знаний и целеполагание)
  2. Этап осмысления (усвоение новых знаний)
  3. Рефлексивно-оценочный этап

Структура урока выбрана рационально, так как усвоение новых знаний опирается на актуализацию, мотивацию и целеполагание, также необходим этап осмысления нового материала и его рефлексия. На уроке делался главный акцент на формирование у учащихся знаний и умений по определению лексического значения приставок и их правильного написания.

Цель: научиться определять лексическое значение приставок, научиться правильно их писать.

Задачи:

  • Обучающая : дать представление о трех группах приставок в зависимости от их написания.
  • Развивающая : развитие орфографической зоркости учащихся, познавательных способностей через разнообразные виды деятельности.
  • Воспитательная : осуществлять в ходе урока нравственное воспитание, воспитывать коммуникативные отношения.

Оборудование: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

А.Н.Тихонов

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа и классной работы.

II. Повторение

1. Сконструировать слово (Слайд 2)

– Начнем мы наш урок с небольшого конструирования. Давайте соберем слово.
– Возьмите приставку в слове поехал, корень в слове второй, суффикс и окончание в слове учение. Какое слово получилось? (Повторение)
– А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Слайд 3)
Автор «Школьного толкового словаря русского языка» А.Н.Тихонов сказал: «Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит». Какие части слова имел в виду автор данного высказывания? Назовите их.
– Когда в слове выделяем значимые части, какой разбор мы выполняем?

2. Морфемный разбор слов: заговорим, говорливый, привокзальный, выстрел, бездорожный, в тростнике. (Слайд 4)

(Взаимопроверка)

– Назовите глагол, который присутствует среди записанных слов.
– Определите способ его образования.
– Какие способы образования глаголов вы можете назвать? Приведите примеры.

3. Работа с учебником

– Откройте учебник на с. 19, рассмотрим упр. 615.
Цель – закрепить представление о приставочном способе как основном способе образования глаголов и потренировать учащихся в определении значения приставок.
– Какой вывод мы можем сделать на основе рассмотренных примеров? (Каждая приставка несет смысл, что-то значит)
– Что называется приставкой? Почему это значимая часть слова?
– Запишем тему урока. (Слайд 1) Опираясь на тему, определите цель нашего урока.

III. Изучение нового материала

– Откройте учебники на стр.21, внимательно прочитайте текст и запишите группы приставок в зависимости от их написания.
– На какие группы делятся приставки в зависимости от написания? (Слайд 5)
– От чего зависит написание приставок на з\с? Объясните написание приставки в слове бездорожный.
– Из «Словарика значения морфем» выпишите примеры на каждую группу.

Проверка.

IV. Закрепление

1) Выразительно прочитайте текст. (Слайд 6)

2) Определите тему текста.

(В тексте идет речь не только о конкретной ласточке. Дед Митрий объясняет поведение всех ласточек. Кроме того, в этом фрагменте говорится о людях, которым интересна природа и все живое. Таким образом, тема текста – «Ласточки и люди».
– ласточки живут рядом с человеком и доверчиво пользуются его помощью, часто невольной;
– человек наблюдательный, способный по-настоящему любить природу, многое знает о ней и может объяснить, например, поведение птиц.)

3) Определите тип речи, использованный в тексте. (Повествование с элементами описания и рассуждения: рассказ о случае, который произошел с автором; описание поведения ласточек; рассуждение о том, почему ласточка так себя вела.)

4) Как можно озаглавить текст? («Смышленная ласточка»)

5) Выполните задание №2 к упр.618.

6) Проверка.

– Какая группа приставок нам не встретилась в словах данного текста?
– Из слов, предоставленных вам для морфемного разбора, назовите то, которое соответствует отсутствующей группе. (Привокзальный)
– Как мы можем объяснить написание приставки в данном слове?

V. Домашнее задание (Слайд 7)

1) Упр.619
2) Выучить правило о написании приставок (стр.21)

VI. Рефлексия (Слайд 8)

– Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
– О какой части слова мы сегодня говорили?
– Что нового узнали о данной морфеме?
– Чему научились?

VII. Итог урока (Слайд 9)

Собери слово:

Корень мой находится в цене, –
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале! (Оценка)

Выставление оценок за урок.

Приставка – значимая морфема (часть слова), которая стоит в начале слова перед корнем и служит для дополнения смысла слова или его изменения.

В русском языке принято выделять несколько типов приставок по разным классификациям.

Виды приставок по написанию

По признаку написания приставки делятся на 3 большие группы:

  • Неизменяемые приставки. Сюда относятся все приставки, которые вне зависимости от корня, смысла слова во всех случаях пишутся одинаково, т.е. они неизменяемы. Например: в-, до-, за-, пред-, над- и т. д.
  • Изменяемые приставки. К данной группе относятся все приставки, которые оканчиваются на з-/с- : без-/бес-, воз-/вос-, раз-/рас-, роз-, рос- и др. То, какая буква будет писаться в конце приставки (з или с), зависит от первой буквы корня. Если корень начинается на звонкую, пишем з, если на глухую – пишем с. Например: воз-родить (р – звонкая), вос-соединить (с – глухая).
  • Смысловые приставки. Существует всего две приставки, написание которых зависит от смысла (отсюда название группы): приставки пре- и при- . Если слово имеет значение приближения (приехать ), присоединения (привязать ), неполноты действия (прилечь ), доведения действия до конца (придумать ), пространственной смежности (придомовой ), пишется при- . Приставка пре- пишется в словах, которые носят значение "очень" (например, пренеприятный – очень неприятный) и в которых приставка используется в значении пере- (прервать – перервать).

Виды приставок по происхождению

По происхождению приставки делятся на две большие группы.

  • Исконно русские приставки: в-, на-, по-, под-, рос-, за- и др.
  • Приставки, образованные от наречных предлогов. Например: международный (приставка между- образована от предлога "между").
  • Устаревшие приставки: пра-, па- и др. Примеры: прадед, пасынок.
  • Иностранные приставки. Данная группа приставок образованы от иностранных слов. Их достаточно легко отличить от исконно русских: контр-, транс-, архи-, интер-, анти- и т. д.

Таким образом, в русском языке существует классификация приставок по двум признакам: по написанию и по происхождению. По написанию выделяют три группы приставок: неизменяемые, изменяемые, смысловые. По происхождению принято различать также три группы приставок: исконно русские, образованные от предлогов и иностранные приставки.

Приставки на з- и с- в основном пишутся, как слышатся. Но есть правило: если слово начинается на звонкий согласный, то приставка должна оканчиваться на з-, если глухой согласный - то на -с.

Приставка или префикс - это морфема, служащая для . Приставок в 51 штука, при этом есть как исконно русские, так и иностранного происхождения. К русским приставкам относятся следующие: без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, через- (черес-), чрез-, вне-, меж-, возле-, сверх-, около-, противо-, а к иноязычным приставкам: анти-, архи-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, контр-, про-, пан-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экс-. Эти приставки являются неизменяемыми, достаточно просто заучить их правильное написание.

Правописание приставок

Сложности в выборе приставки возникают при написании слов, начинающихся на а- и о-. Приставка а- используется чего-либо, например: асимметричный (т.е. несимметричный). Приставка о- используется для обозначения направленности действий, чрезмерности действия и т.д., например: (т.е. не просто смотреть, а выполнять это действие более тщательно и длительно).

При написании приставок про- и пра- также необходимо проанализировать смысл слова. Приставка пра- имеет значение «древний, старый, дальний родственник, изначальный», например: прародитель. Во всех иных случаях необходимо использовать приставку про-, например: проронить, прокусить.

Из всех правил есть исключения. Это в основном слова иностранного происхождения. Их нужно запомнить или сверять их написание в орфографическом словаре.

Особенно сложно школьникам даются изменяемые приставки при- и пре-. Приставка при- имеет довольно широкий ряд значений, включая следующие: «около» (Приазовье); «прибавление, приближение, присоединение» (прикрутить); «неполнота действия» (припудрить); «действие, доведенное до конца» (признать); «чуть-чуть, ненадолго» (прилечь); «сопутствующее действие» (присвистнуть); «действие в чьих-либо интересах» (припрятать). Приставку пре- используют, когда слово имеет значение «очень, весьма, излишне» (престарый) или «через, по-другому» (преодолеть).

Ь или Ъ

Если слово начинается на гласную букву Е, Ё, Ю и Я, то после приставки необходимо Ъ. Твердый знак следует писать, если приставка оканчивается на согласную, например: разъем, подъезд. В сложных словах, если приставка является числительным, также пишется Ъ, например: двухъярусный. Твердый знак также пишется после большинства иноязычных приставок: инъекция, адъютант. Мягкий знак после приставки не пишется.

Следовательно имеют такое же значение, как и соответствующий предлог.

Приставки русского языка делятся на три группы. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в-(во-)(взо-), вы-, до-, за-(изо-), ко-, на-, над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-), от-(ото-), па-, по-, под-(подо-), пра-, пред-(предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-. Приставки второй группы - все приставки, оканчивающиеся на З и С: без-(бес-), вз-(вс-), воз-(вос-), из-(ис-), низ-(нис-), раз-(рас-), роз-(рос-), через-(черес-). Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при- .

Всего в русском языке имеется 70 префиксов.

Группы приставок

  • Греческие
    • ана-
  • Латинские
  • Русские

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Приставки" в других словарях:

    - (десятичные приставки) приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа 10,… … Википедия

    - (десятичные приставки) приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа 10, число раз … Википедия

    Бортовые шпангоуты на деревянных судах баржевой конструкции, представляющие собой вертикальные брусья, соединяющиеся помощью замка с днищевыми копанями. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь

    Приставки на з-

    Приставки на з- - 1. Приставки без, воз (вз), из, низ, раз, чрез (через) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный –… … Справочник по правописанию и стилистике

    См. Префикс … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - | | Обозначение приставки | | | Приставка | | Множитель | | | международное | русское | | | | … Энциклопедический словарь

    - … Естествознание. Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Приставки. Деревня Приставки Страна РоссияРоссия … Википедия

    приставки десятичных единиц измерения - ▲ префикс десятичная система счисления приставки чисел, равных 10 в какой л. степени: 1 дека (10 в 1 степени). | 9 гига 2 гекто, | 12 тера 3 кило, | 15 пета 4 мириа, | 18 экза 6 мега, | 21 зетта | 24 йотта приставки, обозначающие отрицательную… … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • , Адаменко Михаил Васильевич. В предлагаемой книге приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования некоторых приставок и блоков эффектов, использовавшихся известными гитаристами второй половины…
  • Приставки к электрогитаре. Секреты ретро-звучания , М. В. Адаменко. В предлагаемой книге приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования некоторых приставок и блоков эффектов, использовавшихся известными гитаристами второй половины…

Правописание приставок.

Задание проверяет сразу пять правил. Каждое из них само по себе очень легкое, но запутаться в них вполне возможно. Без постоянной тренировки не жди отличных результатов!

Каждый из вариантов ответа содержит три слова, которые объединены одним правилом. Каждый из вариантов ответа содержит три слова, которые объединены одним правилом.

Неизменяемые приставки.

Они всегда пишутся одинаково, независимо от того, как ты их произносишь:

РУССКИЕ ПРИСТАВКИ:
в- (вы-)
до-
за-
к-
над-
об-
от-
пере-
по-
под-
с-
у-

ИНОЯЗЫЧНЫЕ ПРИСТАВКИ:
анти-
архи-
де-
дез-
дис-
ин-
контр-
ре-
суб-
экс-

Различай!

Правописание Ъ и Ь.

Подсказка.

Ъ и Ь всегда идут после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я , а также И для Ь.

Ловушка!

Сэкономить, сузить – перед этими буквами Ъ и Ь не ставятся. Двуязычный – первая часть заканчивается не на согласный.

Приставки, оканчивающиеся на З или С.

Русские приставки на з-/с- пишутся так, как слышатся , то есть, по фонетическому принципу.

Из этого принципа выведено правило: если после приставки звонкий согласный, пишется на конце з-, если глухой – с-.

Помни!

Многие рeжутся на незнании глухих и звонких согласных.

Ч, Щ, Ц – всегда глухие .

Проверяйте себя произношением!

чересч ур

Ловушка!

ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется.

Различай №1!

В сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь ) И сохраняется, так как первая часть является не приставкой, а корнем!

Различай №2!

Подымать, изымать – но поднимать, взимать, взирать, снимать.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

ПРИ- ПРЕ-
1. = около

2. прибавление, приближение, присоединение

3. неполнота действия

4. действие, доведенное до конца

5. = чуть-чуть, ненадолго

6. сопутствующее действие

7. действие в чьих-либо интересах

Прибалтика

приплюсовать

прибежать

привинтить

присыпать

придумать

прилечь

присвистнуть

припрятать

1. = очень, весьма (высокая степень качества или действия)

2. = пере- («через», «по-иному»)

предолгий

беспрестанно

преобразить

превысить

Различай!

Помни! Это правило включает множество иностранных слов или слов, происхождение которых не всегда понятно. Тебе придется их выучить!

Алгоритм действий.

1. В каждом варианте определить, по какому правилу сгруппированы слова.

2. Найти в вариантах ответов исключения, вставить пропущенные орфограммы.

3. Остальные пропущенные буквы вставить по правилу.

Подсказка. Не начинай с правила на ПРЕ- и ПРИ-. Оно является самым сложным, поэтому оставь его на «десерт».

Возможно, вам также будет интересна статья о способах словообразования , в которой описан приставочный способ.

Разбор задания.

В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

1) нед..чёты, не..знакомленный, з..рождаться

2) пр..вращение, пр..образовать, пр..искусный

3) ра..хаживать, и..вержение, ди..пропорция

4) дез..нформация, про..нформировать, небез..звестный

В первом варианте представлены слова с неизменяемой на письме приставкой, во втором – приставки ПРЕ-/ПРИ-, в третьем – приставки на З-/С-, в четвертом – Ы/И после приставок на согласную.

Оставим правописание ПРЕ- и ПРИ-.

Вариант №1.

Нед..четы пропущена буква О в неизменяемой приставке НЕДО-, не…знакомленный – откидываем НЕ-, остается неизменяемая приставка О-, з…рождаться – приставка ЗА-.

Вариант №3.

Начнем с иноязычной приставки ДИС- в слове ди..пропория. Эта приставка не изменяется на письме. В остальных словах проставляем, что слышим: раСхаживать, иЗвержение.

Вариант №4.

Ищем нерусскую приставку. В слове дез..нформация находим ДЕЗ-, значит после нее пишем И-. В слове про..нформировать используется приставка, оканчивающаяся на гласную, поэтому И- в корне мы также сохраняем. А в слове небез..звестный русская приставка БЕЗ- меняет И- на Ы-.

Вариант №3.

В трех предыдущих вариантах мы не вставили одинаковых орфограмм. Таким образом , правильный ответ №3. Проверяем его. П р..вращение (=пере йти из одного состояния в другое), пр..образовать (=пере делать), пр..искусный (=очень, пре-).

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) п..дписать, с..гласие, поз..вчера

2) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить

3) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

4) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

2. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) не..деланный, в..драгивать, и..давать

2) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный

3) пр..увеличивать, пр..страстие, пр..мелькаться

4) раз..скать, без..сходный, по..грать

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) з..частую, н..илучший, поз..вчера

2) пред..стория, без..дейный, не..звестный

3) пр..ложение, пр..озерный, пр..огромный

4) во..делывать, в..пышка (света), ра..думывать